6 июля на Лазурном Берегу премьерой мюзикла Леоса Каракса «Аннетт» стартует 74-й Каннский фестиваль. В прошлом году пандемия коронавируса не дала самому престижному киносмотру мира состояться, в этом — вынудила перенос его дат на два месяца. Парадоксальным образом, пауза в чем-то помогла Каннам — режиссеры уровня Уэса Андерсона и Пола Верховена согласились придержать свои фильмы, пока не состоятся их премьеры на Круазетт, так что фестивалю удалось собрать выдающуюся даже по своим меркам программу, в которую вошло самое многообещающее авторское кино не за один год, а сразу за два. «Лента.ру» рассказывает о самых громких фильмах Канн-2021.
Кадр: фильм «Аннетт» / CG Cinéma International
У группы Sparks, отцов британского эксцентрического арт-попа, явно удачный год. Эдгар Райт снял о составляющих этот дуэт братьях Маэл очень восторженно принятый зрителями документальный фильм «Братья Sparks». А теперь Каннский фестиваль открывается первой со времен «Корпорации "Святые моторы"» картиной французского визионера Леоса Каракса «Аннетт» — для которой Маэлы написали не только музыку, но и сценарий. Судя по всему, получилось кино, ни на что на этом свете не похожее, — нечто между мюзиклом и психодрамой о рождении ребенка в паре стэндап-комика (Адам Драйвер) и всемирно известной оперной певицы (Марион Котийяр).
Кадр: фильм «Искушение» / Guy Ferrandis / SBS Productions
Голландец Пол Верховен и на девятом десятке жизни остается образцовым, несравненным провокатором, чьи фильмы при этом попутно с шокированием аудитории стабильно иллюстрируют не самые приглядные стороны человеческой натуры. Наверняка заставит возмущенно взлететь вверх тысячи бровей и его новая работа — фильм о монахине, которую божественные видения подталкивают к тому, чтобы открыть для себя лесбийскую любовь. Пока он еще не вышел на экраны, стоит скрывать от нервных верующих его постер, на котором из-под традиционного монашеского одеяния недвусмысленно выглядывает обнаженная грудь.
Кадр: фильм «Колено Ахеда» / fesfilmsdubal
Израильский режиссер Надав Лапид всего два года назад выиграл «Золотого медведя» Берлинского фестиваля с «Синонимами», блестящей драмой о своем ищущем себя в Париже юном соотечественнике — фильмом, который постановщик называл частично автобиографическим. Похоже, не обойдется без обращения к собственной судьбе Лапид и в своем новом фильме «Колено Ахеда», главный герой которого — режиссер, пытающийся одновременно пережить и смерть матери, и смерть свободы в родной стране.
Кадр: фильм «Остров Бергмана» / CG CINÉMA
Крошечный остров Форе в Балтийском море знаменит прежде всего тем, что на нем большую часть жизни провел и умер великий шведский режиссер Ингмар Бергман. Здесь же он снял некоторые из лучших своих фильмов: «Персону», «Стыд», «Сцены из супружеской жизни». А теперь на Фаре сняла свою новую картину одна из самых тонких режиссеров современного разговорного кино Миа Хансен-Леве — более того, о паре кинематографистов, которые приезжают на остров Бергмана за вдохновением и не замечают, как границы между вымыслом и реальностью начинают размываться.
Кадр: фильм «Купе номер шесть» / Sami Kuokkanen / Aamu Film Company
Из окна шестого купе из названия нового фильма участвующего в основном конкурсе финна Юхо Куосманена, видно Россию. На поезде Москва — Мурманск по сюжету бежит в девяностых от своей московской возлюбленной финская студентка. Ее попутчиком оказывается грубоватый молодой шахтер в исполнении Юры Борисова — и за время пути герои найдут утешение в разговорах друг с другом. Куосманен, судя по его прошлому фильму, боксерской антидраме «Самый счастливый день в жизни Оли Мяки» — режиссер, неплохо понимающий в чувствах. Что ж, «Купе номер шесть» покажет, понимает ли он так же хорошо и Россию.
Кадр: фильм «Сядь за руль моей машины» / festival-cannes.com
Наверное, самый интересный режиссер, появившийся в японском авторском кино в последние годы, Рюсукэ Хамагути только что участвовал в конкурсе Берлинале (где выиграл со «Случайностью и догадкой» Гран-при жюри). А теперь — парадоксы жизни киноиндустрии в эпоху пандемии — уже соревнуется в Каннах, куда он привез снятую по рассказу Харуки Мураками драму «Сядь за руль моей машины», историю театрального режиссера, переосмысляющего свое расставание с женой после того, как ему из-за проблем со зрением приходится нанять водительницу для поездки на очередной фестиваль.
Кадр: фильм «Франция» / 3B
Французский панк-иконокласт Брюно Дюмон, всю карьеру оперирующий на тонкой грани между божественным откровением и почти животным абсурдом, судя по названию его нового фильма, берется если не вынести диагноз, то выдать портрет целой страны. Это в его случае не то чтобы удивительно (Дюмон недавно снял свою версию жизнеописания Жанны Д'Арк в двух частях, первая из которых была метал-мюзиклом) — интереснее, где биение французской жизни режиссер находит: «Франция» рассказывает о звездной тележурналистке, жизнь которой рушится из-за ее славы.
Кадр: фильм «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан» / 20th Century Studios / TFD Productions LLC
У самого изысканного стилиста современного кино Уэса Андерсона хватает не только рьяных фанатов (мы, конечно, принадлежим к их числу), но и ненавистников — но точно не в актерской среде. Американец продолжает собирать в каждый свой проект натуральную лицедейскую сборную мира. Вот и во «Французском вестнике», трехчастном фильме о трудной жизни и самоотверженной работе американских журналистов во Франции 1960-х, задействован ансамбль, включающий в себя Мюррея и Макдорманд, Дель Торо и Дефо, Сейду и Шаламе. Не обошлось, естественно, и без вездесущей Тильды Суинтон.
Кадр: фильм «Память» / Kick the Machine Films / Anna Sanders Films / Match Factory Productions / ZDF-Arte and Piano
Несколько лет назад, после выхода замечательного «Кладбища великолепия» (где, напомним, уживались переселение душ и радикальный политпротест), тайский визионер и лауреат «Золотой пальмовой ветви» Канн Апичатпон Верасетакун пообещал больше не работать на родине — по крайней мере до тех пор, пока у власти остается военная хунта. Что ж, обещание он сдержал — свой новый, как обычно, абсолютно непредсказуемый до просмотра фильм Верасетакун снял в джунглях уже не азиатских, а амазонских. Причем с Тильдой Суинтон в главной роли — по меркам укорененного в локальных мифологии и лицах кинематографе тайца нонсенс.
Кадр: фильм «Париж, 13-й округ» /ShannaBesson
Француз Жак Одиар, уже однажды выигрывавший «Золотую пальмовую ветвь» Канн с кровавой эмигрантской драмой «Дипан», в своем новом фильме неожиданно обращается к теме бурных подростковых чувств, разворачивающихся в любовном квадрате из трех девушек и одного парня. Тем интереснее: прежде Одиар работал в основном с маскулинным материалом — в диапазоне от тюремных драм («Пророк») до антивестернов («Братья Систерс»). В «Париже» тем не менее он не только имеет дело с сюжетом о влюбленных (в том числе в других девушек) девушках, но и привлек в качестве соавтора сценария икону современного фем-кино Селин Сьямма («Портрет девушки в огне»).
Кадр: фильм «Петровы в гриппе» / Hype Film
Кирилл Серебренников, не имеющий из-за судимости по странному делу вокруг подрядов и налички «Гоголь-центра» возможности выехать из России, в глазах остального мира теперь находится примерно на одной ступени с иранскими режиссерами вроде Джафара Панахи — тоже подвергающимися лишениям на родине. А это значит, что у включенного в конкурс Канн фильма «Петровы в гриппе», поставленного по роману Алексея Сальникова о галлюциногенном портрете русской семьи, трипующей под действием сезонной болезни, есть солидные шансы на приз фестиваля. Тем более на фоне болеющей и никак не желающей выздоравливать планеты.
Кадр: фильм «Красная ракета» / Drew Daniels
Из всех широко признанных американских режиссеров современности Шон Бейкер, пожалуй, совершает самые решительные нырки в нутро заокеанской жизни — к страдающим от сложных отношений трансгендерным людям («Мандарин») или живущему от одной аферы до другой белому отребью («Проект Флорида»). В своем новом фильме «Красная ракета» Бейкер остается верен себе: эта трагикомедия рассказывает о возвращении отставной порнозвезды (начинавший медиакарьеру со съемок в порно комик Саймон Рекс) в родной техасский городок, где его не то чтобы ждут.
Кадр: фильм «Дело» / Metrafilms LLC, / Kinoprime Foundation
Что есть русская жизнь, если не вечное ожидание катарсиса в тревожной близости от всегда готового сшить дело прокурора? Алексей Герман-младший, со своими предыдущими фильмами («Гарпастум», «Бумажный солдат») не раз бывавший в Венеции и Берлине, с включенной в секцию «Особый взгляд» картиной «Дело» впервые появляется в Каннах — и обещает не только историю университетского преподавателя, рискующего всем ради справедливости, но и дань гению Гоголя, Грибоедова, Достоевского.
Кадр: фильм «После Янга» / A24 Films
Как только не складываются режиссерские карьеры — но у американского корейца Когонады (это псевдоним) получается такая, какая возможна только в XXI веке. Он сделал себе имя как автор прорывных видеоэссе (никто другой на планете так наглядно не демонстрирует искусство золотого сечения в фильмах Уэса Андерсона или постановки камеры у Ясудзиро Одзу) — а с дебютным полным метром «Колумбус» показал, что вполне способен и сам мастерски выстраивать кадр и дирижировать чувствами зрителя. В новой работе неуловимого режиссера ставки повышаются — во-первых, на уровне жанра («После Янга» разворачивается в будущем, где люди активно привлекают к домашним делам роботов), а во-вторых, в плане кастинга (главную роль играет звездный Колин Фаррелл).
Кадр: фильм «Разжимая кулаки» / festival-cannes.com
При всем уважении к Кириллу Серебренникову и Алексею Герману, пожалуй, самый интригующий российский фильм в программе Канн-2021 сняла Кира Коваленко — выпускница той же мастерской режиссуры Александра Сокурова, из которой вышел теперь обласканный Голливудом Кантемир Балагов. Включенная в программу «Особый взгляд» драма «Разжимая кулаки», подобно балаговской «Тесноте», разворачивается на Северном Кавказе, где главная героиня пытается выбраться из тесного, удушающего клинча местных патриархальных понятий.
Кадр: фильм «Тихий омут» / Focus Features LLC
Каннский фестиваль — это не только престижный, заполненный флагманами авторского кино основной конкурс или параллельные секции с главными талантами со всего мира, но и максимально представительная подборка внеконкурсных мировых премьер. Среди них в этом году выделяется, конечно, новая работа оскаровского лауреата за «В центре внимания» Тома Маккарти — «Тихий омут», психологическая драма о техасском нефтянике, пытающемся спасти дочь от тюремного заключения во Франции. Главную роль в ней сыграл Мэтт Дэймон.
Кадр: фильм «Вихрь» / festival-cannes.com
Канны не были бы Каннами без премьеры очередной работы Гаспара Ноэ — а всегда склонный к синефильской кинопровокации франко-аргентинец и сам всегда рад представить каждое свое новое творение на Круазетт. Причем ему уже давно не нужно ни с кем здесь соревноваться — слишком выразителен персональный стиль, даже когда Ноэ, как во включенном в программу мировых премьер «Вихре», по слухам, скрещивает стили и принципы таких равноотдаленных друг от друга режиссеров, как проклятый поэт разговорного кино «Новой волны» Жан Эсташ и культовый флагман итальянского джалло, хоррормейкер Дарио Ардженто.
Кадр: фильм «Прямо перед тобой» / Jeonwonsa Film Co. Production
По-хорошему, давно существует за пределами любых фестивальных раскладов и поветрий и кореец Хон Сансу, способный снимать по несколько фильмов в год — и в каждом из них так разъединять границы между временем и пространством, между языком и кинематографом, между человеком и человеком, чтобы буквально восстанавливать зрителю ориентировку мировоззрения. Возможность показать новую картину Хона «Прямо перед тобой» в Каннах (уже в 11-й раз в карьере постановщика) — честь не столько для него самого, сколько для фестиваля.
Кадр: фильм «Все прошло хорошо» / Carole Bethuel / Mandarin Production / Foz
Главный хамелеон французского фестивального кино Франсуа Озон раз за разом не стесняется под видом респектабельной психологической драмы подрывать устои буржуазного европейского общества — будь то таинство деторождения («Двуличный любовник») или таинство веры («По воле божьей»). Что ж, его новый фильм «Все прошло хорошо» добирается до святая святых католического самосознания — идеи о том, что только Богу решать, когда человеку уходить из жизни. На сюжете о женщине (Софи Марсо), 85-летний отец (Андре Дюссолье) которой после очередного удара просит ее отправить его на тот свет.
Кадр: фильм «Худший человек на свете» / Oslo Pictures
Самый оригинальный — при всем уважении к его очень дальнему родственнику Ларсу фон Триеру — современный певец скандинавского отчаяния Йоаким Триер в своем новом фильме воссоединяется с игравшим в его лучшей работе «Осло, 31 августа» Андерсом Даниэльсеном Ли (который также сыграл и в «Острове Бергмана» Мии Хансен-Леве), возможно, самым эксцентричным актером нашего времени, обладателем медицинского диплома, ради врачевания на немалый срок даже бросавшим кино. В этот раз Триер и Ли берутся за тему современной любви — во всех ее ужасающих и восхитительных парадоксах.