С приходом глобализации жизнь любого народа, малого или большого, претерпевает турбулентные изменения — в неизменный веками быт вторгаются новые технологии, вездесущий инфошум меняет привычки, а неизведанные, внезапно открывшиеся горизонты манят молодое поколение, которое навсегда оставляют родовые гнезда. Эта проблема, в частности, недавно заинтересовала режиссера Тимура Бекмамбетова. Создатель «Дозоров» выступит художественным руководителем фильма «Микулай», посвященного исчезновению малых народов. В связи с этим «Лента.ру» вспоминает уже вышедшие киноленты, так или иначе затрагивающие жизнь коренных жителей Русского Севера.
Кадр: «Семь песен тундры»
Анастасия Лапсуи — единственный в кинематографе режиссер, представляющий (как лично, так и в своих картинах) ненцев. Киноальманах «Семь песен тундры» она снимала в конце 1990-х. Документально-игровой фильм состоит из семи новелл, затрагивающих разные аспекты жизни и истории жителей Ямала. Жертвоприношения, раскулачивание, партсобрания, сватовство, шаманство — «Семь песен тундры» за полтора часа рассказывает и о бытовой жизни народа, и о весьма болезненных моментах истории народа.
Кадр: «Китобой»
Самый свежий на данный момент фильм о жизни на краю России, «Китобой» был несправедливо окрещен прессой как «новая картина с голой Кристиной Асмус». Скандально известная актриса в ленте Филиппа Юрьева действительно присутствует, но куда больше внимания «Китобой» уделяет суровой и неприглядной жизни чукотских китобоев. На фоне усеянных китовыми костями и кишками берегов решение главного героя перебраться к приглянувшейся вебкам-модели в Детройт может показаться единственно здравым, однако мнение авторов картины на этот счет оказалось более патриотическим.
Кадр: «Царь-птица»
Фильм-притча по рассказу Василия Яковлева «Со мною состарившаяся лиственница» о том, как к якуту-старику и его жене, живущим в глухой тайге в 1930-х, в дом прилетает «царь-птица» — орел. Картина интересна в первую очередь изображением мироощущения жителей тайги в начале прошлого века — в нем соединяются и христианские мотивы, и языческие верования, и даже советская идеология.
Кадр: «Мальчик и озеро»
Короткометражная визуальная поэма, основанная на произведении классика якутской литературы Платона Ойунского, в которой суровая бытовая история переплетается с фантасмагоричным напоминанием о богатом наследии народов средней тайги. Картина Прокопия Ноговицына даже получила долю мирового признания — ее, в частности, показали на Берлинале в 2017 году.
Кадр: «Злой дух Ямбуя»
Советский кинематограф породил множество фильмов, так или иначе затрагивающих малые народы многонационального СССР, но особой популярностью пользовались приключенческие триллеры — Дальний Восток в какой-то степени стал для режиссеров собственным киношным Диким Западом. «Злой дух Ямбуя» Бориса Бунеева — яркий представитель этой волны. В фильме рассказывается о геодезической экспедиции времен 1940-х, три участника которой таинственно исчезают. Коллеги, отправившиеся на поиски пропавших, узнают от племени эвенков легенду про злого духа, который обитает в регионе.
Кадр: «Дерсу Узала»
Дерсу Узала — полулегендарный нанаец, участвовавший в качестве проводника в экспедициях штабс-капитана Владимира Арсеньева по Уссурийскому краю в начале XX века. Узала был сперва прославлен благодаря повести возглавившего экспедицию штабс-капитана, в 1961-м ее экранизировал Агаси Бабаян, а 14 лет спустя за приключенческую драму о путешествии исследователей и проводника по Уссурийской тайге взялся культовый японский режиссер Акира Куросава. Заглавную роль исполнил тувинский актер Максим Мунзук, в 1976-м лента получила премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.
Кадр: «След росомахи»
Старинные легенды малых народов — кладезь историй не меньший, чем реальные события. Фильм Георгия Кропачева «След росомахи» был снят по повести Юрия Рытхеу — а та, в свою очередь, была написана по мотивам старинной чукотской легенды о молодом охотнике, который полюбил дочь Солнца и решил достать для нее мех росомахи.
Кадр: «24 снега»
Список кинолент о малых народах был бы неполным без их документального жизнеописания. Картина Михаила Барынина «24 снега» посвящена коневоду-отшельнику Сергею, жителю арктической части Якутии. Помимо любопытного погружения в быт и культуру современных жителей региона, в картине разворачивается еще и личностная драма — главный герой, разводящий коней в удалении от цивилизации, все больше теряет связь с семьей, которую видит только несколько раз в году.
Кадр: «Книга Тундры. Повесть о Вуквукае — маленьком камне»
О преемственности поколений среди малых народов (и о связанных с ней актуальных проблемах) доступно и даже драматично повествует документальный фильм «Книга Тундры. Повесть о Вуквукае — маленьком камне» Алексея Вахрушева. Главный герой ленты — 72-летний оленевод Борис Вуквукай, который вместе со своей бригадой пасет огромное стадо (более 14 тысяч голов). Помимо весьма подробного описания жизни и трудностей оленеводов, фильм интересен еще и монологом Вуквукая о том, как дети уезжают на учебу и больше не возвращаются в тундру, оставляя стариков пасти оленей в одиночестве.
Кадр: «Лето за 72 параллелью»
Короткометражный фильм Сергея Ястржембского в силу телевизионно-журналистского формата теряет в изобразительности и визуальной составляющей, однако сюжет картины не может не привлечь интерес — автор отправился на полуостров Таймыр, где заснял быт двух северных народов, нганасанов и долганов, которые «молятся разным богам и говорят на разных языках», но живут вместе в маленьком старинном поселке Волочанка. К тому же режиссер поднимает в своей работе важную проблему вымирания северных деревень.