В Москве на 99 году жизни скончалась искусствовед Ирина Антонова. Более 60 лет она не только возглавляла ГМИИ им. Пушкина, но и в сущности служила лицом музейного движения в Советском Союзе, а затем и в России. Именно Антонова играла важнейшую роль проводника зарубежного искусства за железный занавес — это ее титаническими усилиями в Москву приезжали выставки таких мастеров, как Пикассо и Модильяни, Тернер и Матисс. Через призму ее кураторского видения поколения наших соотечественников учились понимать и любить искусство Возрождения и живопись прерафаэлитов, современное искусство Франции, Германии, Италии и даже — что долго казалось при советской власти немыслимым — русский авангард начала ХХ века, почти все флагманы которого от этой самой советской власти после революции бежали.
Конечно, путь в Лувр и галерею Уффици советскому человеку был по очевидным причинам закрыт, но благодаря Антоновой искусство, хранящееся в этих легендарных зарубежных музеях, до Москвы все-таки добиралось, причем зачастую самыми неожиданными путями. Она любила вспоминать, как в 1974-м Москва стала третьим городом мира, увидевшим «Мону Лизу»: шедевр Леонардо Да Винчи Пушкинскому удалось заполучить на несколько недель, когда он возвращался в Париж из Токио, благодаря дружбе Антоновой с одиозным министром культуры Фурцевой и влюбленности в последнюю французского посла в СССР. Карьера Антоновой была полна таких историй, которые она любила пересказывать в интервью, подчеркивая детективную, по сути, природу множества из них.
Парадокс Антоновой в том, что, будучи страстным пропагандистом мирового искусства в отгородившейся от мира стране, она тем не менее была абсолютным детищем советской системы — и, кажется, навыки лавирования между сотнями подводных камней бюрократии и идеологии отточила в совершенстве — в их отсутствие десятилетиями возглавлять один из самых статусных музеев СССР и России было бы просто невозможно. Удалось ей и то, чего в последнюю очередь ждешь от искусствоведов, тем более с советским паспортом: она создала настоящий миф о самой себе (сейчас бы его можно было, наверное, назвать личным брендом) с собственным каноническим в просвещенных кругах образом — вхожей в любой кабинет могущественной дамы с двумя нитками жемчуга на шее. Легендой Антонова стала еще при жизни, что не мешало ей и в девяностолетнем возрасте оставаться не просто деятельной, но и часто радикальной в своих идеях. Если в молодости глава Пушкинского вошла в историю страны тем, что сумела уберечь от возвращения в Германию трофейное золото Трои, то в старости она боролась за воссоздание закрытого Сталиным еще в 1940-х музея нового западного искусства. В конечном итоге именно отторжение этой идеи Эрмитажем (которому пришлось бы отдать в новый старый музей немалую часть своих шедевров) и привело к уходу Антоновой с поста директора ГМИИ: пережившая многих бюрократов и повидавшая не одну смену настроений во власти и в стране искусствовед все же сдала позиции при экс-министре культуры Мединском. Но честью и совестью музейного дела она быть не перестала.
Фото: Виктор Великжанин / ТАСС
Директор ГМИИ имени Пушкина, вице-президент международного совета музеев Ирина Антонова, октябрь 1990 года.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Ирина Антонова и художник Марк Шагал в Пушкинском музее, 1973 год.
Фото: Александр Коньков; Валентин Черединцев / ТАСС
Посетители Пушкинского музея в очереди к картине «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, 1974 год.
Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости
Ирина Антонова и пианист Святослав Рихтер на V музыкальном фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Пушкинском музее, 1985 год.
Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости
Президент России Борис Ельцин вручает Антоновой орден «За заслуги перед Отечеством» III степени в Кремле, 1997 год.
Фото: Алексей Куденко / «Коммерсантъ»
Ирина Антонова в 2001 году.
Фото: Федор Савинцев / ТАСС
Актер Олег Янковский, владелец торговой марки «Боско ди Чильеджи» Михаил Куснирович и Ирина Антонова сажают черешневые деревья на открытии международного музыкального фестиваля «Черешневый лес» в Усадебном дворе Пушкинского музея, 2003 год.
Ирина Антонова, министр культуры России Александр Авдеев (слева), посол Италии Антонио Дзанарди-Ланди (справа) и его супруга на открытии в ГМИИ имени Пушкина выставки картины Сандро Боттичелли «Паллада и кентавр» из галереи Уффици, 2011 год.
Фото: Антон Тушин / ТАСС
Актер Джереми Айронс и Ирина Антонова у ворот Пушкинского музея, где открылась выставка «Новый Свет. Три столетия американского искусства», 2007 год.
Фото: Геннадий Гуляев / «Коммерсантъ»
Ирина Антонова на церемонии открытии выставки «Уильям Блейк и британские визионеры», 2011 год.
Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»
Ирина Антонова на церемонии открытия выставки «Караваджо (1571-1610)», 2011 год.
Фото: Александр Земляниченко / AP
Ирина Антонова дает интервью журналистам во время празднования 100-летия ГМИИ имени Пушкина 27 апреля 2012 года. За ее спиной — картина итальянского живописца раннего Возрождения Витторе Карпаччо «Рождение Девы Марии».
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Французский дизайнер Натали Криньер, Ирина Антонова и художник-модельер Валентин Юдашкин на выставке «Валентин Юдашкин. Мода в пространстве искусства», 2013 год.
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Ирина Антонова на открытии выставки итальянской живописи из собрания академии Каррары, 2014 год.