Пандемии коронавируса удалось то, что раньше получалось только у Второй мировой войны: из-за нее впервые с 1940-х официально отменен Каннский фестиваль (в 1968-м, прежде чем киносмотр сорвали протесты солидаризировавшихся с парижскими демонстрантами режиссеров, он все-таки успел начаться, но это уже другая история), несмотря на подъем стримингов и разнообразные перемены в индустрии, остающийся одной из самых авторитетных и влиятельных институций в мире кино. Что ж, в этом свете мгновенной ностальгии по очередям и толпам на Круазетт, по пресс-конференциям и интервью, но прежде всего — по напоминающему чувства на первом свидании ощущению от первой встречи с кино в его самой чистой форме — совсем иначе выглядят и архивные фотографии из Канн, превращающиеся из сиюминутных глянцевых безделушек в бесценные свидетельства жизни там, где сейчас все опустело. Лучшие из этих кадров — в галерее «Ленты.ру».
Фото: AP
В 1977 году Шварценеггер, еще не ставший ни последней звездой боевика, ни губернатором Калифорнии, представлял в Каннах свой фильм-мануал по бодибилдингу «Качая железо» и, конечно, не упустил возможности продемонстрировать результаты многолетнего труда по ковке мышц.
Фото: Jean Jacques Levy / AP
В мае 1979-го звезда британского кино (и будущая завсегдатайка хитовой мыльной оперы «Династия») Джоан Коллинз приехала в Канны, чтобы представить киноиндустрии фильм «Сука», приключенческое софт-порно по одноименному роману младшей сестры Коллинз Джеки. «Сука» стала хитом проката.
Фото: Jean Jacques Levy / AP
Майкл Кейн представлял в Каннах 1966-го драму о растерянном сердцееде «Альфи», сделавшую его не только настоящей звездой, но и объектом фантазий девушек по всей Великобритании. На фестивале «Альфи» достался приз жюри.
Фото: Michel Lipchitz / AP
Бывший фронтмен The Beatles и его жена представляли в Каннах-1971 сразу два короткометражных фильма, которые они сняли как режиссеры и которые фестиваль отобрал в свою программу: 17-минутный «Апофеоз» показывал поэтическое путешествие пары на воздушном шаре, а 25-минутная «Муха» уже следила за не менее эпическим путешествием мухи по ландшафту обнаженного женского тела.
Фото: Fairchild Archive / Penske Media / Shutterstock / REX
Актриса Эди Уильямс не стеснялась раздеваться на экране — особенно в фильмах своего супруга, творца жанра сексплотейшн Расса Мейера. Прошлась она топлес и по Круазетт — на Каннском фестивале 1977 года, вскоре, к слову, после развода с Мейером.
Фото: AP
Мастер саспенса рассекал по Каннам на велосипеде в 1972-м — тогда его предпоследний полнометражный фильм «Исступление», посвященный охоте на серийного убийцу, терроризирующего Лондон, был фильмом закрытия фестиваля.
Фото: AP
В 1956-м, когда Ким Новак не давали прохода на Каннском фестивале так, что на вечернюю премьеру ей приходилось пробивать себе дорогу с помощью охраны, она была одной из самых кассовых актрис Голливуда. Через два года тот же Хичкок снимет Новак в главной роли в «Головокружении» — и она станет легендой.
Фото: AP
В 1974 году в конкурсе Каннского фестиваля участвовал один из самых культовых фильмов так называемого Нового Голливуда — «Последний наряд» режиссера Хэла Эшби и продюсера Джеральда Эйрса, картина, знаменитая как фирменной фарсовой интонацией Эшби, так и непривычным даже по современным меркам обилием мата в диалогах. А еще — выдающейся ролью Николсона, награжденного за нее актерским призом Канн.
Фото: Babout / AP
Одна из самых больших звезд Голливуда 1950-1960-х Элизабет Тэйлор была знаменита не только ролями, но и бурной личной жизнью — из восьми браков актрисы только один не закончился разводом: в 1958 году третий муж Тэйлор, театральный и кинопродюсер Майк Тодд, с которым она была на Каннском фестивале в 1955-м, разбился в авиакатастрофе.
Фото: AP
Фостер, которой тогда было всего 14 лет, и Де Ниро представляли в Каннах-1976 «Таксиста» Мартина Скорсезе. Фильм не только выиграл «Золотую пальмовую ветвь», но и более-менее мгновенно стал классикой кинематографа.
Фото: Levy / AP
Дайана Росс к началу 1970-х была суперзвездой соула и ритм-н-блюза как в составе The Supremes, так и сольно, но в Канны 1973-го приехала как актриса, чтобы представить вне конкурса байопик Билли Холидей «Леди поет блюз». Росс сыграла, конечно, саму Холидей — и впоследствии получила за эту роль «Золотой глобус».
Фото: Keystone / Hulton Archive / Getty Images
Делон, который год назад получил в Каннах почетную «Золотую пальмовую ветвь» за вклад в кинематограф, был частым гостем на фестивале с начала 1960-х. Так в 1961-м, когда сделано это фото раздающего автографы актера, в основном конкурсе участвовал фильм Рене Клемана «Как хорошо жить», в котором Делон сыграл молодого человека, разрывающегося между фашистами, анархистами и любовью в Италии 1920-х.
Фото: AP
В 1978-м уже побеждавший в Каннах с «Таксистом» Скорсезе приехал на Круазетт вновь, чтобы представить вне конкурса фильм-концерт «Последний вальс» — о грандиозном прощальном выступлении группы The Band, гитаристом которой, как и продюсером фильма, был Робби Робертсон. Теперь этот фильм считается классикой музыкального кино — к недовольству, впрочем, остальных участников The Band, посчитавших, что Скорсезе преувеличил роль своего друга Робертсона в коллективе.
Фото: Photo Traverso / Shutterstock / REX
С именем Энди Уорхола связан один из самых громких скандалов в истории Каннского фестиваля: в 1967 году его фильм «Девушки из Челси» с певицей Нико в одной из главных ролей был отобран в программу киносмотра, но в последний момент дирекция отказалась от премьеры то ли из-за сложностей с организацией показа снятой полиэкраном картины на двух экранах сразу, то ли из-за чрезмерной откровенности «Девушек».
Фото: Bob Dear / AP
К маю 1962-го, когда Вуд в Каннах позировала на этом фото оставшемуся неизвестным американскому моряку, она уже успела превратиться из ребенка-звезды Голливуда в самую настоящую суперзвезду: годом ранее на экраны вышел легендарный мюзикл «Вестсайдская история» с ней в главной роли.
Фото: J Langevin / AP
Не секрет, что один из величайших американских комиков Джерри Льюис куда большее признание, чем на родине, снискал во Франции, где его считали — и по праву — настоящим революционером комедийного жанра. Считал его своим кумиром и Пьер Ришар, с которым Льюис запечатлен на этом фото в Каннах-1983.
Фото: AP
Певица Грейс Джонс привлекала к себе невероятное внимание всюду, где появлялась. Не стал исключением и Каннский фестиваль 1986 года, прошедший спустя год после знаменитого появления Джонс в фильме Бондианы «Вид на убийство» в роли Мэй Дэй, любовницы и соратницы главного злодея.
Фото: Raoul Fornezza / AP
В мае 1969-го актриса и певица Джейн Биркин и актер Майкл Данн представляли в Каннах свой фильм «Слишком маленький друг» — экранизацию романа Джеймса Хэдли Чейса о карлике, придумавшем хитроумную схему ограбления банка.
Фото: Photo Traverso / Shutterstock / REX
В 1965 году, когда Шон Коннери приехал в Канны, чтобы представить участвовавшую в основном конкурсе военную драму Сидни Люмета «Холм», он уже успел четырежды сыграть Джеймса Бонда и был суперзвездой. «Холм» же, в свою очередь, получил в Каннах приз за лучший сценарий.