В Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается первая в России выставка британского фэшн-фотографа Майлза Олдриджа, на которой можно будет увидеть более сорока самых известных его работ. Олдридж работал со всеми ведущими изданиями планеты — от Vogue до The New Yorker, но его стиль при этом лишен сиюминутности современных медиа: вдохновляющийся классикой мирового кино, фотограф неизменно выстраивает в своих работах красочные, эффектные мизансцены, в центре которых всегда оказывается женщина, причем запечатленная в полной палитре своих возможностей и социальных ролей.
Выставка «Майлз Олдридж. Вкус цвета» проходит в Центре фотографии имени братьев Люмьер до 23 февраля 2020-го.
Фото: Miles Aldridge / Courtesy of Christophe Guye Galerie
Майлз Олдридж является одним из самых востребованных фэшн-фотографов планеты, но при этом по отстраненности лиц моделей на его снимках и по застывшему драматизму их поз очевидно, что британец в то же время критикует тот гламурный мир, которому он служит и который эксплуатирует женскую красоту ради капиталистической выгоды.
Фото: Miles Aldridge / Courtesy of Christophe Guye Galerie
Работы Олдриджа размывают грань между коммерческой фотографией и искусством — но, пожалуй, еще большее значение в его творчестве играет невидимый рубеж между фиксацией женской красоты и ее объектификацией. Олдридж не скрывает, что зачастую смотрит на своих моделей с неподдельным сексуальным желанием — и прежде всего стремится «запечатлеть их в этой перспективе настолько привлекательно, насколько это вообще возможно». Олдридж на протяжении пятнадцати лет был женат на американской супермодели Кристен МакМенами.
Фото: Miles Aldridge / Courtesy of Christophe Guye Galerie
Отец Олдриджа Алан был известным и востребованным иллюстратором — во многом поэтому сложно устроенные мизансцены фотографа всегда начинаются с серий подготовительных рисунков. Сам Олдридж, впрочем, говорит, что куда сильнее на него повлияла мать, после развода в одиночку воспитывавшая двоих детей, — женщины на его снимках во многом отсылают именно к ней, «достаточно гламурной, чтобы вести светскую жизнь, но вынужденной без конца готовить, стирать, убирать, и все это с застывшим, похожим на маску и лишенным эмоций выражением лица».
Фото: Miles Aldridge / Courtesy of Christophe Guye Galerie
Олдридж убежден, что его миссия как фотографа — срывать оболочку иллюзий с мира роскоши и глянца, демонстрируя, как под ней скрывается нечто куда более мрачное и зловещее. Неизменно яркие, красочные цвета в этом контексте становятся пилюлей, подслащающей горький авторский месседж.
Фото: Miles Aldridge / Courtesy of Christophe Guye Galerie
Своими ориентирами в фотоискусстве британец считает таких мэтров фэшн-фотографии, как Хельмут Ньютон, Ирвинг Пенн и Ричард Аведон. Но Олдриж подчеркивает, что его собственный узнаваемый стиль выработался из сочетания находок этих мастеров с его любовью к кино и классической живописи в диапазоне от Лукаса Кранаха-старшего до Боттичелли — и из стремления соотнести все источники вдохновения с сегодняшним днем.
Фото: Miles Aldridge / Courtesy of Christophe Guye Galerie
Снимать для глянца Олдридж начал в 1995-м по счастливой случайности: он сделал несколько снимков знакомой девушки, мечтавшей быть моделью, и когда она отправилась в один из модных журналов, на собеседование позвали их обоих. Поначалу более востребованным фотограф был не в родной Великобритании, а в США — с момента начала его карьеры не прошло и года, а он уже снимал для обложек американских журналов, переживавших тогда пик своих финансовых возможностей.
Фото: Miles Aldridge / Courtesy of Christophe Guye Galerie
Предисловие к альбому Олдриджа The Cabinet написал большой фанат фотографа Мэрилин Мэнсон. «Майлз Олдридж в глубине души режиссер… Его герои — актеры и актрисы... Выстраиваемые им мизансцены очень реалистичны и скрывают в себе драму, напряжение, панику и трагическое желание».
Фото: Miles Aldridge / Courtesy of Christophe Guye Galerie
Кино — один из главных источников вдохновения Олдриджа, который называет своими любимыми режиссерами Дэвида Линча, Федерико Феллини и Дерека Джармена. В его подрывающем изнутри каноны фэшн-фотографии подходе нетрудно разглядеть и влияние такого классика голливудского кино, как Дуглас Сирк, который в своих антимелодрамах тоже стремился к разоблачению порочной изнанки американской мечты.
Фото: Miles Aldridge / Courtesy of Christophe Guye Galerie
Еще один кинорежиссер, чье влияние мгновенно узнается в творчестве Олдриджа, — испанец Педро Альмодовар, но если он в буйстве красок и эмоций воспевал женщин на грани нервного срыва, то британский фотограф застает своих моделей уже далеко за этой гранью, там, где истерика сменяется оцепенением и опустошением.
Фото: Miles Aldridge / Courtesy of Christophe Guye Galerie
Олдридж рассказывал журналу Interview: «Я всегда был заворожен идеей пустоты общества потребления, эротическим зарядом современной жизни, в которой консьюмеризм является лишь еще одной формой саморазрушения. В современном мире правят неуверенность и беспокойство, а потерянные души ищут хоть что-нибудь, за что можно схватиться ради ощущения удовлетворенности». Например, за котиков.