В Москве (а вскоре — и еще в двух десятках российских городов) открывается фестиваль «Новое британское кино» — уже традиционный смотр главных достижений британского кинематографа за прошедший год. «Лента.ру» рассказывает о десяти главных фильмах фестиваля — включая долгожданное кинопродолжение ставшего народным сериала, актерский дебют дочери Тильды Суинтон и снятую автором «Играй, как Бекхэм» оду восьмидесятым и музыке Брюса Спрингстина. Полную программу и расписание фестиваля «Новое британское кино» можно посмотреть на его официальном сайте.
В этом году фестиваль «Новое британское кино» проходит в Год музыки Великобритании и России
Кадр: фильм «Животные»
Живущие в Дублине подруги Лора (Холлидей Грейнджер) и Тайлер (Алия Шокат) годами тусуются, не сильно задумываясь о последствиях и не впадая в уныние — но бесконечная вечеринка оказывается под угрозой, когда одна из них ухитряется влюбиться в степенного пианиста. Экранизация одноименного феминистского бестселлера Эммы Джейн Ансворт ненавязчиво иллюстрирует такие приметы современной жизни, как легкие наркотики и беспорядочный секс — но смелее всего оказывается в своем подходе к женской дружбе: здесь не найти ни намека на патриархальное осуждение или умиление.
Кадр: фильм «Сувенир»
Студентка киношколы Джули (Онор Суинтон-Бирн, дочь Тильды Суинтон в своей первой роли в кино) находится в перманентных поисках темы и языка — выросшая в богатой семье, хрупкая и чувствительная девушка, по выражению ее преподавателей, «жизни еще не видала». Что ж, материал для будущего кино появится с первой любовью и первой настоящей драмой — которую в мирок Джули привнесет эстет, дипломат и героиновый наркоман Энтони. Основательности и меткости в изображении чувств и идей выигравшему главный приз «Сандэнса» «Сувениру» добавляет автобиографичность — в сущности, Джоанна Хогг сняла фильм про свою собственную молодость. Причем без малейшей жалости к себе в юные годы.
Кадр: фильм «Хорошую женщину найти тяжело»
Вдова Сара (Сара Болджер) после убийства мужа и так вынуждена воспитывать двоих детей в депрессивных реалиях североирландских рабочих кварталов — а тут к ней домой еще и заявляется драгдилер-головорез, намеренный использовать ее жилище в качестве своего склада. И хорошая женщина Сара решает, что с нее хватит. Режиссер Эбнер Пастолл проводит — и успешно — операцию по невероятному скрещиванию эксплотейшн-триллера и реалистической соцдрамы, попутно выводя убийственно (во всех смыслах слова) сильный женский образ.
Кадр: фильм «Скованный»
Днем Джек Коллинз (83-летний Деррен Несбитт) больше всего похож на каменщика на пенсии — ночью, впрочем, он преображается и с помощью вычурного парика и тонны макияжа превращается в самую эффектную дрэг-куин Брайтона, гарантированный гвоздь программы местных травести-шоу. Джеку осталось всего ничего — рак — но благодаря случайной и драматичной встрече с юной трансгендер-певицей Фэйт его последние недели совсем не будут пустыми. Выстроенный вокруг героического перформанса ветерана английской актерской школы Несбитта «Скованный» с заботой изображает ЛГБТК-коммьюнити — но предпочитает все же быть не активистским манифестом, а фильмом о дружбе и человеческом тепле.
Кадр: фильм «Наживка»
Пожалуй, самый интересный с формальной точки зрения британский фильм года более-менее за копейки снял Марк Дженкин. Его «Наживка», одновременно смешная и напряженная история персонального бунта корнуэлльского рыбака Мартина (Эдвард Роу), восстающего против джентрификации и airbnb-зации его родной деревушки, снята так — на 16-миллиметровую камеру и зернистую черно-белую пленку — как будто о проблемах современной британской глубинки решил заговорить восставший из гроба и плотно подсевший на раннего Годара и эмбиент-звук Фридрих Вильгельм Мурнау.
Кадр: фильм «Быть Блэкером»
Среди нескольких околомузыкальных документалок в программе «Нового британского кино» особенного внимания заслуживает «Быть Блэкером», портрет культовой фигуры лондонской рэгги-сцены, продюсера и продавца пластинок Блэкера Дреда. Динин при этом обходится без типичных для док-ЖЗЛ степенности и биографичности — хотя бы потому что ее герою, уже сорок лет лавирующему между нищетой, расизмом и проблемами с законом, просто некогда почивать на лаврах.
Кадр: фильм «Ослеплённый светом»
Если главный хит в карьере режиссер Гуриндера Чадхи назывался «Играй, как Бекхэм», то его новая — не менее успешная в своем добродушном популизме — картина вполне могла бы называться «Играй, как Спрингстин». И подобно Бекхэму, Босс здесь тоже выступает фигурой умолчания — через любовь к его музыке Чадха раскрывает историю взросления нескольких одержимых Спрингстином подростков пакистанского происхождения среди суровых к рабочему классу реалий тэтчеровской Англии конца 1980-х.
Кадр: фильм «Лето Бэгнольдов»
Славная традиция душевных, беззастенчиво народных трагикомедий в британском кино, к счастью, неистребима — и ее новым продолжателем в своем режиссерском дебюте оказывается известный комик Саймон Берд, оказавшийся большим, судя по всему, поклонником раннего творчества Майка Ли. В центре по интонации апеллирующему к работам классика «Лета Бэгнольдов» — один каникулярный сезон, который помешанный на треш-метале подросток Дэниел (Эрл Кэйв, сын Ника Кейва) вместо поездки в Америку к отцу оказывается вынужден провести со своей добропорядочной обывательницей-мамой.
Кадр: фильм «Аббатство Даунтон»
После того, как сериал «Аббатство Даунтон» оказался чуть ли не главной статьей британского культурного экспорта 2010-х — и даже в немалой степени возродил начавшую чахнуть под гнетом американского контента местную телеиндустрию, — его возвращение на экраны в том или ином виде было неизбежно. Что ж, тем лучше, что продолжение «Аббатства» получило форму размашистого, эпического кино (с сюжетом о приезде в поместье семейства Кроули королевской четы — и последующем обязательном переполохе среди как господ, так и вынужденных прислуживать монархам слуг) — на большом экране блеск ускользающих аристократических традиций должен смотреться еще утешительнее и эффектнее.
Кадр: фильм «Гвен»
Если «Хорошую женщину найти тяжело» соединяет соцреализм с гангстерским триллером, то «Гвен» Уильяма Макгрегора — с готической драмой; и делает это не менее эффектно. В середине XIX века ферму, где заглавная героиня (Элеанор Уортингтон-Кокс) живет с матерью и сестрой, пытается экспроприировать горнодобывающая компания — но одними только капиталистами-хищниками очень странные дела, творящиеся вокруг, не объяснить: не обходится и без натуральной мистики. К чести Макгрегора, он не спешит раскрывать карты — и мастерски вальсирует по грани между жанрами до самого финала.