Огромной стране, где «из всех искусств важнейшим является кино», было не обойтись без специального журнала, посвященного кинематографу. Советская печать выпускала множество изданий, однако самым заметным и ярким стал «Советский экран». Задуманный как популяризатор новых фильмов, журнал со временем претерпел огромные изменения.
Пройдя за несколько десятилетий путь от маленькой черно-белой брошюрки до яркого журнала со скандальными материалами, «Советский экран» полюбился миллионам читателей. Вырезки с фотографиями и цитатами из него украшали девичьи дневники, кухни, заводские цеха и кабинеты служащих. «Лента.ру» вспоминает известное издание, просуществовавшее почти 70 лет и не нашедшее себе места на российских прилавках.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
В январе 1925 года редакция «Киногазеты» выпустила первое иллюстрированное приложение к изданию, названное «Экран киногазеты». Маленький восьмистраничный еженедельник, похожий на школьную тетрадку, быстро стал популярным. Спустя несколько месяцев журнал превратился в полноценное издание и был переименован в «Советский экран».
После Октябрьской революции новая власть национализировала кинематограф. Идеологи большевистского движения считали этот вид искусства лучшим для пропаганды: короткие фильмы могли максимально наглядно и эффективно показать, чем хороша новая власть и ради чего народу стоит терпеть лишения. Позднее специализированные СМИ были необходимы для популяризации новой школы кино: фильмов Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Всеволода Пудовкина и других.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
«Советский экран» стал первым изданием для зрителей: в нем живо рассказывалось о современном кино, о работе киностудий, об известных актерах и режиссерах. Это позволяло не только привить массовой аудитории любовь к кино, но и подробно объяснить, в чем суть каждой новой ленты. Нередко со страниц журнала к зрителям обращались сами создатели фильмов: авторами становились такие известные деятели, как Лев Кулешов, братья Васильевы, мастера ФЭКС (творческого объединения «Фабрика эксцентрического актера»).
Порой на обложках появлялись и западные звезды — к примеру, актриса немого кино Мэри Пикфорд, снявшаяся более чем в 200 фильмах. Она прославилась своими ролями маленьких сироток и девочек-хулиганок.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
Со временем издание стало привлекать к сотрудничеству и известных теоретиков. К примеру, свои критические статьи в «Советском экране» опубликовали Юрий Тынянов и Виктор Шкловский. Это позволило журналу стать символом авангарда в искусстве, открыто выступать в защиту экспериментов в кино. Безусловно, все это происходило по согласию с властями, которые очень ревностно относились к «важнейшему из искусств».
В 1930 году году издание было реорганизовано в журнал «Кино и жизнь», выходящее три раза в месяц. Через год его снова переделали — в ежемесячник «Пролетарское кино». Новое издание было ориентировано на «широкий актив рабоче-крестьянского кинозрителя». С 1939 по 1941 год редакция дополнительно выпускала еще один двухнедельный журнал «Советский киноэкран».
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
Перерыв, изначально вызванный Великой Отечественной войной, затянулся на 16 лет. Журнал возобновил свое существование лишь в начале 1957 года. Отныне он будет неизменно издаваться в цветном формате под названием «Советский экран».
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
«Советскому экрану» пришлось вновь проходить путь от информационного журнала к публицистическому и художественно-критическому изданию. Внимание уделялось не только громким премьерам, но и национальному кинематографу республик: редакция стремилась создать образ кино как объединяющего СССР искусства.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
За десятилетие тираж издания возрос в разы: первый послевоенный выпуск вышел тиражом 200 тысяч экземпляров, позднее он достиг отметки в два миллиона. Это позволило «Советскому экрану» получить звание самого массового киноиздания в мире. Редакция утверждала, что отправляет журнал по подписке более чем в 80 стран мира.
Один из читателей подсчитал, что если сложить весь тираж этого тонкого журнала в стопку, то получится столб высотой в четыре Останкинских телебашни.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
Читатели с интересом скупали этот своеобразный советский таблоид: помимо информации о премьерах и интересных фактах, там публиковались закулисные подробности, интервью со звездами экрана и красивые фотографии, которыми можно было украсить скудный интерьер.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
«Назначение послеоктябрьского экрана только одно: как только кино станет доступным новому зрителю в полной мере, экран будет обязан удовлетворить запросы этого зрителя. Экран будет обязан из тысячи "художественных" приемов, традиций выбрать только те, которые не помешают открытию новых форм, нового кинозрелища для нужд нового зрителя», — писала редакция в одном из манифестов 1920-х годов. Зрители преданно отвечали, заваливая редакцию восторженными письмами из киноклубов по всей стране.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
В 1980-е «Советский экран» стал уделять большое внимание модным субкультурам. Свет увидели несколько спецвыпусков, посвященных новым явлениям в искусстве, над которыми работала приглашенная молодежная редакция. По признанию кинокритика Петра Черняева, все началось с банальной зависти: новое поколение театроведов выпустили ряд подобных номеров издания «Театральная жизнь», и кинематографисты приняли решение не отставать от коллег.
Под обложкой с фото лидера группы «Алиса» Константина Кинчева (он только что снялся в фильме «Взломщик») — записанные телефонные разговоры Ролана Быкова, интервью мультипликатора Юрия Норштейна о «Шинели», рассуждение о брейк-дансе в новом фильме «Курьер» и рассказ о польском фильме «Секс-миссия», названном в советском прокате «Новые амазонки». Помимо этого, редакция дала возможность высказаться молодым зрителям: опубликовала реплики школьников и студентов о современном кино, а также колонку-обращение к Андрею Тарковскому.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
В 1988 году «Советский экран» посвятил один из номеров Владимиру Высоцкому. Выпуск был приурочен к 50-летию со дня рождения актера и поэта. В номер вошли не только воспоминания коллег и друзей, но и некоторые произведения и реплики Высоцкого, а также фрагмент книги «Владимир, или Прерванный полет» Марины Влади.
Несмотря на в целом «кинематографическую» специфику, на страницах журнала актера также представили в качестве сценариста, музыканта, барда, поэта. Все материалы в цветном номере иллюстрировались цитатами из стихотворения и портретами Высоцкого.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
Журнал сыграл большую роль в пропаганде кинематографического образования. На его страницах постоянно появлялись выпускники ВГИКа (тогда — Всесоюзного государственного института кинематографии) и Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии — причем в первую очередь упоминалось, что они являются выпускниками специальных вузов. Состоявшиеся режиссеры и члены Союза кинематографистов советовали заинтересованным читателям поступать на Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров, куда принимали взрослых людей с высшим образованием. Они положительно отзывались о творческой атмосфере, царящей там.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
В годы перестройки «Советский экран» стал площадкой ожесточенных дискуссий: к примеру, в рубрике «Нам пишут» соседствовали письма, озаглавленные цитатами «Смелости не хватает» и «Я против такой перестройки». Первый корреспондент сетовал, что «самое массовое из искусств» годами определялось сверху, поэтому сейчас необходима «гражданская смелость». Второй жаловался на «мерзкие сцены» в современных «грязных порноподделках», демонстрирующихся на кинофестивалях: по его мнению, с перестройкой на экраны хлынули грязь и пошлость.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
Практика «молодежных выпусков» прижилась, и время от времени редакция приглашала новых критиков и журналистов к работе над изданием. Благодаря им журнал стал индикатором современности. Интересные замечания и наблюдения по современной культуре перебивались едкой и жесткой критикой ограничений в искусстве в сталинские годы, названных «бездарной цензурой», — к примеру, «вырезанием» неугодных на фотоснимках и видео. «Чаще неугодный край кадра простецки зачернялся — так, в позднейших версиях "Колыбельной" (1937) Д.Вертова замазали "стального наркома" Ежова, тоже дав неучтенный эффект: чернота, словно наползающая сбоку, уже съела часть президиума и того гляди подберется к восторженному пионерчику, что, вытянув шейку, захлебывается стишками о счастливой эпохе», — писали критики.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
Позднее в «Советском экране» появилась откровенная критика деятельности Союза кинематографистов. Авторы ерничали над пленумами и заседаниями, где множество людей часами обсуждают правительственные документы, и над творческой отраслью, которая все больше погрязает в бюрократии. Редакция саркастично замечала, что есть заданная «модель», которая не имеет ничего общего с реальностью. Разбор заседания сопровождался репликами вроде «Хозрасчет в кино — это катастрофа», где кинематографисты рассуждали о том, что в настоящее время все обесценено. «Никто и ничто не нужно — ни режиссеры, ни их фильмы», — заключали они. Единственное, в чем критики находили отдушину, — в талантливых актерах. Владимир Стеклов стал героем одного из номеров 1990 года.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
В 1991 году журнал «Советский экран» был переименован в «Экран». Это имя он носил шесть лет. В это время его периодичность сократилась до одного номера в месяц.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
Читатели подвергли журнал критике за низкое качество публикуемых материалов и вульгарность. Некоторые многолетние поклонники издания жаловались, что оно так сильно подорожало, что они больше не могут позволить себе подписку. В ответ главный редактор Виктор Демин заявил, что его пугает «литературная ровность» скучных журналов, и выступил в пользу плюрализма, который был наконец «выстрадан» народом.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
В 1993 году редакцию возглавил Борис Пинский, ставший последним главным редактором журнала. Он сотрудничал с «Советским экраном» с 1981-го — был литературным сотрудником, заведующим отделом информации, ответственным секретарем.
Изображение: обложка журнала «Советский экран»
В середине 1990-х Пинский заново запустил журнал под старым названием «Советский экран», однако издание не пережило дефолт 1998-го. Спустя годы он вновь предпринял попытку выпуска «Экрана», однако это ему не удалось. Позднее Пинский предпочел другие проекты.