6 мая прошло одно из главных модных светских событий сезона в Нью-Йорке — Met Gala, бал Института костюма музея Метрополитен. Тема бала — стиль camp — выбрана неслучайно. По уже сложившейся традиции гала-вечер становится роскошным вернисажем главной в году выставки Института. В минувшем году это была экспозиция Fashion and the Catholic Imagination, навеянная эстетикой католицизма. В 2019 году выставка называется Camp: Notes on Fashion и демонстрирует всем увлеченным историей, теорией и практикой моды, что такое собственно camp с fashion-точки зрения.
Ничего общего ни с табором, ни с военным лагерем или стоянкой индейского племени (так буквально переводится camp) тема Met Gala 2019 и выставки не имеет. На эстетском сленге прошлого века и в программном эссе Сьюзан Зонтаг «Заметки о кэмпе» это слово означало «утрированные, аффектированные жесты и действия с целью создать характерный образ персонажа». Нечто среднее между актерским мастерством как таковым, эстрадой и эксцентрикой. Приветствуется гротеск и манерность, доходящая до карикатурности. Характерный пример camp — то, чем занимался на сцене русский певец Вертинский. Важная часть camp — подбор костюма, макияжа и аксессуаров. И именно об этом бал, хозяйкой которого стала Анна Винтур, главная редакторка американского Vogue (она появилась в платье, созданном Карлом Лагерфельдом незадолго до смерти), и открываемая им выставка.
В XXI веке одним из порождений camp стал популярный у японской (да и у западной тоже) молодежи косплей. Однако классический camp сложнее: в отличие от «косплейщика», «кэмпер» не ставит своей задачей полностью мимикрировать под выбранного героя: он переодевается, но остается собой, подчеркивая не только «характерный образ персонажа», но и свои собственные яркие черты. Кэмперы обожают травести-образы, забавные и впечатляющие одновременно, и ироничные отсылки к гей-культуре.
Фото: David Fisher / REX / Shutterstock
Главным цветом вечера стал самый, пожалуй, эксцентрический и манерный оттенок в мире — цвет фуксии, а звездой вечера (и это уже стало привычным) — певица Леди Гага. Неудивительно: она признанная «королева camp», ее образы часто скатываются в бурлеск. Леди Гага явилась на красную дорожку в широченном платье Brandon Maxwell с бантом в волосах в тон.
Фото: Stephen Lovekin / BEI / REX / Shutterstock
Проходя по дорожке, Леди Гага постепенно избавилась и от верхнего наряда, и от бывшего под ним платья-футляра, и от соблазнительного корсета, оставшись лишь в черном белье, колготках в сеточку и ботильонах на шпильках и платформе «а-ля Пляс Пигаль». И в бриллиантах Tiffany & Co.
Фото: Clint Spaulding / REX / Shutterstock
Ким Кардашьян не затруднялась, в отличие от Леди Гаги, артистическим стриптизом и сразу явилась в Институт костюма практически голой. Точнее, в почти прозрачном платье Mugler из газа телесного цвета с блестками, не скрывающем ни сантиметра ее роскошных форм. Можно сказать, она воспроизвела собственный образ из Instagram. Тьерри Мюглер сшил платье специально для Ким по мотивам своих архивных эскизов. Телезвезду сопровождал муж Канье Уэст. В черном с ног до головы он выглядел как охранник, в котором его почти обнаженная супруга явно нуждалась.
Фото: John Lamparski / Getty Images
Костюм Кэтти Перри стал не столько кэмперским, сколько маскарадным. Креативный директор дома Moschino Джереми Скотт одел ее классической французской люстрой-шандельером со светящимися свечками.
Фото: Neilson Barnard / Getty Images
Белла Хадид тоже прибегла к услугам Джереми Скотта. Ее наряд — облегающее платье на бретелях — изобиловал китчевыми цветными стразами и откровенными вырезами. Сам Скотт оделся в идентично декорированный костюм: они с Хадид стали самой (в прямом смысле) сверкающей парой вечера.
Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images for The Met Museum / Vogue
Сестры Кайли и Кендалл Дженнер оделись райскими птицами — или героинями парижских кабаре — в цветных перьях от Versace.
Фото: John Lamparski / Getty Images
Оригинала Билли Портера вынесли на носилках, как древнеегипетский золотой саркофаг, шестеро мускулистых «рабов».
Фото: Clint Spaulding / REX / Shutterstock
После «выноса» актер вспорхнул с носилок, расправив расшитые золотыми пайетками крылья.
Фото: John Lamparski / Getty Images
Жанель Моне выбрала платье Christian Sirano со скульптурной юбкой и моргающим глазом на корсаже, похожее на картину Пикассо (второй глаз украшал клатч певицы). На голове Жанель возвышалась конструкция из четырех черных шляп с круглой тульей в мексиканском стиле.
Фото: Neilson Barnard / Getty Images
Джереми О. Харрис заплел косички с украшенными цветными шариками резиночками — точь-в-точь младшая школьница из Бронкса.
Фото: Neilson Barnard / Getty Images
Над костюмом Эмили Ратаковски поработал Dundas. Полупрозрачный наряд а-ля Древний Египет с пересекающимися на груди полосами ткани сложно назвать платьем, поскольку он почти ничего не скрывает. Головной убор с крыльями придал модели нечто эльфийское, а бриллианты Messika завершили образ.
Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images for The Met Museum / Vogue
Певица Кейси Мисгрейв превратила себя в шарж на куклу Барби: фуксийно-розовое платье-косуха от Moschino, меховая горжетка и клатч в виде фена — точь-в-точь как те фены, которые вкладывают в коробочки с куклой.
Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images for The Met Museum / Vogue
Дженнифер Лопес в струящемся платье Versace выглядела как звезда «ревущих 1930-х» — сходство усиливал характерный головной убор из стекляруса.
Фото: Mario Anzuoni / Reuters
Актер и музыкант Эзра Миллер оделся в украшенный стразами костюм Burberry by Riccardo Tisci с косым подолом, напоминающим шлейф платья. Но не это было главным в придуманном им образе. Когда Эзра отвел от лица маску, выполненную с портретной точностью, зрители увидели, что актер превратился в сюрреалистического персонажа Дали: корейская визажистка Мими Чой в своем фирменном стиле нарисовала на лбу и щеках Миллера пять «дополнительных» глаз с накладными ресницами. Петлицу костюма украшала брошь Tiffany & Co.
Фото: Andrew Toth / Getty Images for The Mark Hotel
Явление Джареда Лето в красном, как у католического кардинала, облачении от Gucci и с собственной восковой головой в руках (как на эпохальном показе этого модного дома) произвело фурор — хотя ряса, конечно, органичней смотрелась бы на прошлогоднем балу Met Gala.
Фото: David Fisher / Rex / Shutterstock
Звезда «Игры Престолов» Софи Тернер оделась в Louis Vuitton. Костюм гармонировал с нарядом ее спутника Джо Джонаса и вызывал ассоциации с компьютерными играми 1980-х.
Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images for The Met Museum / Vogue
Лили Коллинз выбрала напоминающее стиль baby doll платье от Giambattista Valli и прическу в том же шестидесятническом стиле: плотный валик-начес и повязку в тон платью. Для солидности (или, напротив, насмешки над солидностью) у платья был длиннейший шлейф с оборками, а на шее актрисы красовались безумно дорогие изумруды Cartier в пышном бриллиантовом обрамлении.
Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images for The Met Museum / Vogue
Атласное платье английской певицы косоварского происхождения Дуа Липа от Versace с затейливым рокайльным корсажем и барочным принтом переливалось анилиновыми оттенками, как голограмма.
Фото: Neilson Barnard / Getty Images
Кара Делевинь явилась на бал яркая, как оп-артовское полотно, в топе и лосинах Dior и странном головном уборе с бананами и вставными челюстями.
Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images for The Met Museum / Vogue
Стеганое алое платье певицы Карди Би было таким массивным, что шлейф тащили несколько человек. Судя по всему, исполнительница хотела изобразить райскую птицу, но перестаралась.
Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images for The Met Museum / Vogue
Певица Зендая устроила из своего появления настоящее мультипликационное представление, явившись в образе Золушки от Tommy Hilfiger. После того как стилист Лоу Роач, изображавший Фею-крестную, помахал волшебной палочкой, платье цвета золы чудесным образом стало васильковым.
Фото: Andrew Kelly / Reuters
Диана фон Фюрстенберг, в свое время лично знакомая с Сюзан Зонтаг, в полной мере прониклась идеей бала и оделась статуей Свободы — и, разумеется, в платье Diane von Fürstenberg.
Фото: Mario Anzuoni / Reuters
Трейси Эллис Росс при участии Джереми Скотта и Moschino «скэмпила кемп»: ее образ напоминал обошедшие минувший осенью все сайты «живые картины» с хеллоуинского парада в японском городе Кавасаки (их придумал бодиарт-художник и SFX-гример Amazing Jiro).