С 7 марта по 27 апреля в нью-йоркской Галерее Роберта Манна проходит выставка «Портрет прошлого» из главных работ американского фотографа немецкого происхождения Альфреда Эйзенштадта. Мастера, который начал снимать для немецких газет в конце 1920-х, называют отцом фотожурналистики. В своих работах он запечатлел лидеров великих держав, свергнутых диктаторов, полеты цеппелинов, триумф от победы в войне, улыбки знаменитостей, а также лица обывателей — его документальные фотографии известны всему миру и по праву считаются портретом прошлого века. Главные снимки Альфреда Эйзенштадта, а также история жизни и карьеры этого знаменитого фотографа — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Альфред Эйзенштадт
Альфред Эйзенштадт родился в 1898 году в Восточной Пруссии, городе Диршау (теперь это польский город, известный под названием Тчев). В 1906-м его семья переехала в Берлин, где Эйзенштадт получил свою первую фотокамеру — карманную «Кодак №1». Для проявки снимков он использовал родительскую ванную комнату.
Фото: Альфред Эйзенштадт
С началом Первой мировой войны Эйзенштадт был призван в армию и воевал на стороне Германской империи до апреля 1918 года, пока во время весеннего наступления немцев на Западном фронте вражеским огнем ему не повредило обе ноги. После войны он работал продавцом ремней и пуговиц, а фотографией начал зарабатывать в конце 1920-х, снимая в качестве внештатного корреспондента для различных немецких газет.
Фото: Альфред Эйзенштадт
С усилением власти Гитлера, давлением цензуры и закрытием многих берлинских изданий, Эйзенштадт эмигрировал в США. Он остановился в Нью-Йорке, где стал снимать знаменитостей, в частности, для журнала Life.
Фото: Альфред Эйзенштадт
В начале карьеры Эйзенштадт вдохновлялся работами родившегося в Берлине еврейского фотожурналиста Эриха Заломона. В 1930-х Заломон приобрел международную известность благодаря своей работе, и, как и Эйзенштадт, получил возможность перебраться в Нью-Йорк и стать корреспондентом журнала Life. Однако он отверг это предложение, вместо США переехав из гитлеровской Германии в Нидерланды. Заломон был арестован нацистами в 1940 году, а летом 1944 года скончался в Освенциме.
Фото: Альфред Эйзенштадт
За свою карьеру Эйзенштадт выполнил более 2,5 тысячи заданий в качестве фотографа-фрилансера для различных изданий. Его работы были напечатаны на обложках 92 выпусков американского журнала Life.
Фото: Альфред Эйзенштадт
Не только звезды и политики представляли для Эйзенштадта профессиональный интерес — он настолько же был увлечен уличной фотографией с обычными людьми в кадре. В 1963 году он сделал серию снимков из парижского театра кукол, акцентируя внимание на юных зрителях. Завороженные спектаклем, дети даже не заметили притаившегося фотографа.
Фото: Альфред Эйзенштадт
Эйзенштадт пришел с камерой в знаменитый оперный театр «Ла Скала» в Милане, чтобы сфотографировать аншлаг на премьере оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Фотограф рассказывал, что долго не мог найти подходящий объект для переднего плана, пока наконец к нему не повернулась юная девушка в белом. Этот снимок Эйзенштадт называл в числе самых любимых своих работ.
Фото: Альфред Эйзенштадт
В 1932 году в Швейцарии Эйзенштадт сделал знаменитую фотографию «Официант на льду». Действие происходит в Гранд-отеле в курортной коммуне Санкт-Мориц. Снимок был постановочным — Эйзенштадт специально поставил на каток стул, благодаря которому регулировал резкость изображения, и попросил официанта прокатиться мимо него.
Фото: Альфред Эйзенштадт
Эйзенштадт снимал Мэрилин Монро во дворе ее дома в Голливуде в 1953 году. Фотограф считал человеческий взгляд самым главным, зачастую — единственно важным элементом в портретной съемке. Подтверждение его словам присутствует и на этом портрете Монро, пронизанном сексуальностью и женственностью в отсутствие откровенно эротических элементов.
Фото: Альфред Эйзенштадт
«На фотографии глаза могут сказать очень многое, зачастую — все», — говорил Эйзенштадт.
Фото: Альфред Эйзенштадт
Работы Эйзенштадта выставлялись по всему миру. В 1987 году он получил Медаль прогресса от Фотографического общества Америки, а в 1989-м президент США Джордж Буш-старший вручил ему Национальную медаль в области искусств.
Фото: Альфред Эйзенштадт
«Я — фотожурналист. Но кто такой фотожурналист? Это кто-то, кто запечатлевает то, что видит, — людей, события, моменты. Кто-то может назвать меня художником. Но я бы не стал присваивать себе такое звание. Художник создает образ в своем сознании. Я же пытаюсь ухватить реальность», — рассказывал Эйзенштадт.
Фото: Альфред Эйзенштадт
Вопрос, как именно он научился мастерству фотографии, вводил Эйзенштадта в смятение. «Я вообще не знаю. В конце концов, когда я начинал, фотография не считалась ремеслом. Не существовало даже такой профессии — фотограф», — говорил он.
Фото: Альфред Эйзенштадт
Одна из наиболее известных фотографий за всю карьеру Эйзенштадта — «День Победы над Японией на Таймс-сквер», сделанная 14 августа 1945 года. Эта работа, на которой моряк Джордж Мендонса внезапно поцеловал ассистентку стоматолога и свою будущую жену Грету Фридман, одетую в форму медсестры, стала одним из символов победы США во Второй мировой войне. Фото было сделано на Таймс-сквер в Нью-Йорке после принятия Японией условий капитуляции. Джордж Мендонса скончался в возрасте 95 лет в феврале 2019 года. Фридман, с которой Мендонса прожил в браке 70 лет, умерла в 2016-м. Ей было 92 года.
Фото: Альфред Эйзенштадт
Эйзенштадт скончался 24 августа 1995 года в штате Массачусетс, США. Ему было 96 лет.