Во французском городе Корбей-Эсон, расположенном под Парижем, с 5 апреля по 19 мая пройдет седьмой фестиваль фотографии L'OEil Urbain Photographic Festival. В этом году главной темой мероприятия стала Великобритания, которая к моменту открытия фестиваля уже планирует покинуть Европейский союз, завершив затянувшийся и неоднозначный процесс Брексита.
Свой взгляд на подзабытую историю и неизвестные туристам городские пейзажи Соединенного Королевства представят известные французские фотографы и репатрианты. В экспозициях, которые будут разбросаны по разным частям центра Корбей-Эсона, авторы попытаются ответить на вопрос, почему Великобритания предпочитает жить особняком, а для этого необходимо вспомнить конфликты, разрывавшие страну изнутри после Второй мировой войны, и понять ее граждан — как пожелавших восстановить независимость страны, так и бежавших от этой свободы в континентальную Европу. Беспорядки, протесты и изнанка Великобритании на снимках известных фотографов — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Стефан Дурой / Agence VU’
Рожденный в Тунисе француз Стефан Дурой посвятил более 30 лет работе над серией «Бедствие». С 1971 года он путешествовал по Уэльсу, Северной Ирландии, Англии и Шотландии, а также по Ирландии и Бретани. Великобритания на снимках Дуроя — это не роскошные виды исторического Лондона и старинных замков, а окраины, гетто и их нищие обитатели.
Фото: Стефан Дурой / Agence VU’
Как описывает персонажей своих работ Дюрой, это люди, одиночество и страхи которых вызваны мрачной историей Европы, еще не очухавшейся от опустошительной войны или его эха. И эти страхи, по мнению автора, — причина проблем бедных слоев в современной Великобритании, ее безработицы, расизма, антисемитизма.
Фото: Ян Морван
Серия «Анархия в Соединенном Королевстве» французского фотографа Яна Морвана фокусируется на неспокойном времени реформ «железной леди» Маргарет Тэтчер, ставшей премьер-министром Великобритании в мае 1979 года.
Фото: Ян Морван
Снимки Морвана, сделанные в Лондоне с 1979-го по 1981 год, отражают смятение британцев, вызванное безработицей, борьбой властей с профсоюзами, уничтожением среднего класса, националистическими настроениями и беспорядками в Северной Ирландии.
Фото: Ян Морван
Когда Морван работал над серией «Анархия в Соединенном королевстве», в Лондоне и его пригородах вспыхивали беспорядки на расовой почве, активизировалась новая волна субкультуры скинхедов-нацистов, а обеспеченные британцы тем временем были захвачены роскошной свадьбой принцессы Дианы и принца Чарльза.
Фото: Рип Хопкинс / Galerie Le Réverbère / Agence VU’
«Другая страна» Рипа Хопкинса состоит из 31 портрета британских экспатриантов, переехавших, как и сам фотограф, во Францию. В этой серии автор попытался найти неуловимую связь между покинутой родиной и человеком, а также показать влияние на него иной культуры, менталитета и декораций.
Фото: Рип Хопкинс / Galerie Le Réverbère / Agence VU’
«Я живу во Франции и провел здесь большую часть взрослой жизни. И поэтому в моих работах видно мое собственное отвержение Британии, мое чувство отчуждения, навязчивая мысль, что я никогда не буду воспринимать эту страну как свой дом. Но со временем мне нравится это все меньше и меньше, и меня все больше привлекают те британские ценности, которые я впитал в детстве. Я боюсь, когда-нибудь меня все же притянет обратно в Британию», — признается Хопкинс.
Фото: Жиль Фавьер / Galerie Clémentine de la Féronnière
В 1981 году француз Жиль Фавьер отправился в Северную Ирландию в поисках эха конфликта 1960-х. Работу над серией фотографий, получившей название «Белфаст», Фавьер начал после смерти Бобби Сэндса, активиста и члена Временной Ирландской республиканской армии, который умер в британской тюрьме в результате голодовки. Смерть Сэндса, требовавшего, чтобы власти относились к нему и его товарищам как к политическим заключенным, вызвала массовые беспорядки на севере Белфаста.
Фото: Жиль Фавьер / Galerie Clémentine de la Féronnière
Фавьер потратил на «Белфаст» почти 40 лет — и сколь давней и далекой ни казалась смута в Северной Ирландии, фотограф продолжал замечать ее и в 1990-х, и 2000-х, и 2010-х годах — в архитектуре, разделявшей столицу региона между протестантами и католиками, в граффити, чествовавших мертвых героев, и в бывших участниках конфликта, который навсегда оставил отпечаток в их жизни.
Фото: Мэтт Стюарт / MAPS
Британец Мэтт Стюарт собрал серию «Все, что может дать жизнь» из тысяч фотографий, сделанных на улицах Лондона за последние 20 лет. На его снимках запечатлены люди, живущие будничной жизнью, спешащие на работу, совершающие покупки, отдыхающие в парках и барах.
Фото: Мэтт Стюарт / MAPS
Стюарт любит фотографировать комичные, странные и абсурдные совпадения, которые встречаются на улицах. Такие работы он называет «тестами на остроту зрения».
Фото: Мэтт Стюарт / MAPS
«Мне нравится фотографировать людей в их естественной среде, когда они не знают, что их снимают. В эти моменты они наиболее расслаблены. Сегодня люди постоянно выставляют себя напоказ — в реалити-шоу, в Facebook и других соцсетях, и потому все меньше возможности поймать момент, когда они естественны. Улица — единственное место, где это получается», — объясняет автор.
Фото: Кен Грант / Neutral Gray
Начиная с 1980-х британец Кен Грант посвятил себя фотографированию обывателей Ливерпуля, в котором он родился в 1967 году. Частые персонажи его снимков — футбольные фанаты, завсегдатаи маленьких баров, подростки, гоняющие мяч на пустырях. Название его выставки — A Topical Times for these times — отсылка к названию старого британского еженедельника Topical Times, посвященного в основном футболу.
Фото: Кен Грант / Neutral Gray
Пристрастие ливерпульцев к этому виду спорта — та вещь, через которую Грант раскрывает общественную жизнь города, который на протяжении второй половины XX века имел неприятную славу безлюдного и депрессивного места. С 1930-х до начала 2000-х население Ливерпуля сократилось почти вдвое.
Фото: Сирил Абад / Hans Lucas
Приморский город-курорт Блэкпул известен уменьшенной копией Эйфелевой башни, одним из самых больших европейских парков развлечений и многочисленными фестивалями, на которые съезжаются молодые британцы и граждане Евросоюза. При том что это место стало настоящим магнитом для туристов и юных жителей соседних городов, тянущихся в Блэкпул за дешевой выпивкой и развлечениями, огромную часть обитателей города составляют пенсионеры — такой контраст и захватил автора фотосерии о Блэкпуле, парижского фотографа Сирила Абада. Автор подчеркивает, что герои его снимков — те самые британцы, желающие, чтобы их страна покинула Евросоюз. На соответствующем референдуме за выход из ЕС проголосовали более 67 процентов жителей Блэкпула и окрестностей.
Фото: Сирил Абад / Hans Lucas
Представители рабочего класса посещают Блэкпул со своими семьями в летние праздники со времен Промышленной революции — в городе всегда можно найти, где дешево развлечься.
Фото: Сирил Абад / Hans Lucas
Блэкпульская башня, одна из самых заметных достопримечательностей курортного города, была построена более ста лет назад. При ее создании архитекторы вдохновлялись Эйфелевой башней. Копия в два раза меньше оригинала (324 метра против 158 метров).
Фото: Уте Малер / Ostkreuz
На L'OEil Urbain также будет представлены работы немецких фотографов, не связанные с Брекситом напрямую, однако наглядно демонстрирующие последствия разделения европейских стран в прошлом. «Совместная жизнь» Уте и Вернера Малеров и Мориса Вайса из объединения Ostkreuz была снята в 1972-1989 годах в Германской Демократической Республике.
Фото: Морис Вайс / Ostkreuz
Морис Вайс последние годы существования ГДР фотографировал изменения, происходившие в центре Берлина, а также толпы протестующих, мирные марши, празднования и беспорядки в городе.
Фото: Жан Кристоф Беше
Еще одна выставка-оффтоп посвящена месту, где пройдет L'OEil Urbain. Фотограф Жан Кристоф Беше, по его собственным словам, увидел в Корбей-Эсоне «мистический и романтический город, в котором ощущается сладкая, волнующая непривычность».
Фото: Жан Кристоф Беше
«Корбей-Эсон показался мне типичным французским городом. Я много бродил по нему пешком. Это такая современная Франция в миниатюре — как с социальной, так и с архитектурной точки зрения. В каждый свой визит я чувствовал себя там чужаком, туристом. Откуда взялось это чувство? Я не могу найти ему рационального объяснения», — делится впечатлениями французский фотограф.