В начале ноября в итальянском Турине прошел фестиваль Club to Club — «один из самых необходимых фестивалей авангарда и поп-музыки в Европе». Хедлайнером стал композитор электронной музыки Ричард Дэвид Джеймс, выступающий под псевдонимом Aphex Twin, чем, вероятно, и обязано это событие новому рекорду: впервые за 18 лет Club to Club посетили 60 тысяч человек — невероятная цифра для итальянского города с населением меньше миллиона.
Фестиваль продолжался четыре дня. Что происходило на этом празднике жизни — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Andrea Macchia / страница Club To Club Festival в Facebook
Слоганом фестиваля, посвященного исключительно самой передовой электронной музыке, стала фраза «Свет над тьмой» из прошлогоднего выступления Николаса Джаара, а кульминацией — разумеется, сет Афекса Твина. Несмотря на пошловатые зеленые лазерные лучи, мигавшие над головами (видимо как дань тому самому слогану), и какую-то отработанность программы Афекса, который на всех более-менее крупных фестивалях ставит одну и ту же последовательность из противоречащих друг другу жанров, публика впала в экстаз. За место поближе к сцене итальянцы готовы были убивать, а девочек в прямом смысле выносили из толпы на руках — это несмотря на то, что на площадке действовали стойки помощи наркопотребителям с брошюрами о том, что делать при передозировках, бесплатными алкотестерами и жвачками, а воду в бутылках раздавали просто так, при предъявлении билета.
Фото: страница Club To Club Festival в Facebook
Параллельно с фестивалем в одном из отелей недалеко от главных площадок проходил симпозиум — организаторы лучших вечеринок давно усвоили эту тенденцию и решили по максимуму оснащать программу фестивалей образовательной составляющей. Club to Club не исключение, и тоже делает упор на академический подход как путь к наслаждению от электронной музыки. Хотя и тут получается немного лукаво: одной из главных составляющих симпозиума были так называемые секретные комнаты с названиями вроде «Желание» и «Наслаждение» — там, помимо презентации высокотехнологичных арт-аппаратов, по талонам наливали водку.
Фото: Daniele Baldi / страница Club To Club Festival в Facebook
Незадолго до самого фестиваля в соседнем Милане прошло превью, по всем параметрам отвечавшее новым профеминистским законам шоу-бизнеса. Хэдлайнерами стали калифорнийская диджей(ка) Авалон Эмерсон и SOPHIE, этим летом выпустившая дебютный альбом Oil of Every Pearl's Un-Insides, в который вошел и ее каминг-аут — трек It's Okay to Cry, в клипе на который в прошлом году она впервые показала свое лицо и из которого вообще стало понятно, что это именно ОНА: все, что было известно о Sophie до этого — то, что это какой-то парень из Шотландии.
Фото: страница Club To Club Festival в Facebook
Закрытие фестиваля прошло в натуральном дворце — бывшей резиденции Савойской династии, Королевском дворце Венария в пригороде Турина. Несколько залов строения XVII века оснастили передовой саунд-системой, поставили бары, а на балончиках с коллонадами сделали курилку. Мраморные статуи и лепнина под 15-метровыми сводами освещались кислотными лучами прожекторов, а публика танцевала под Freak группы LFO из титров «Входа в пустоту». За видеоарт отвечала платформа «4:3» команды секретных вечеринок Boiler Room.
Фото: страница Club To Club Festival в Facebook
В этом году в лайн-апе были такие артисты, как Beach House, Equiknoxx, Blood Orange, Jamie xx, Avalon Emerson, David August, Iceage, Leon Vynehall, Peggy Gou, Vessel, Call Super, Robin Fox, Tirzah, Yves Tumor, Gang of Ducks Soundsystem, Mana, Palm Wine, Primitive Art.
Фото: страница Club To Club Festival в Facebook
Фестиваль проходил сразу в нескольких локациях: вечеринка-открытие состоялась в OGR — бывшем заводе по техническому обслуживанию железнодорожных транспортных средств, основные выступления — в бетонных пространствах выставочного комплекса Lingotto Fiere недалеко от завода Fiat, закрытие прошло во дворце, а воскресная блок-пати на центральных улицах и местном рынке.
Фото: страница Club To Club Festival в Facebook
Из-за погоды многие составляющие воскресной блок-пати объединили и перенесли под крышу. Но главное все же состоялось — программа DIGGIN’ IN THE CARTS, в рамках которой прошли выступления японских композиторов саундтреков для видеоигр. На фоне анимешных заставок на площади у центрального рынка также выступил дабстеп-продюсер Kode9.
Фото: страница Club To Club Festival в Facebook
В центре города в заключающий день фестиваля прошел традиционный маркет: сюда подтянулись и местные торговцы винилом, и локальные бренды одежды. Сопровождалось все диджей-сетами, лаем собак и визгом детишек — это, кажется, единственное событие Club to Club категории 0+.
Фото: Andrea Macchia / страница Club To Club Festival в Facebook
В конце лета мир электронной музыки был потрясен новостью о появившихся в лондонском метро эмблемах Афекса Твина. Все понимали: спустя несколько лет молчания он, наконец, должен выпустить новые треки — так и случилось, когда в сентябре, вслед за мини-альбомом 2016 года вышла еще одна ипишка Collapse. Но организаторы Club to Club успели подхватить волну волнения и отпечатали эмблемы Афекса и для туринского метро — а потом пошли еще дальше, и транслировали логотип на главную достопримечательность города, шпиль Моле-Антонеллиана.