Британский фонд Calvert 22 попросил фотографов представить свой взгляд на Восточную Европу, Балканы, Россию и Центральную Азию, отразить самоидентификацию этих регионов. Фонд не первый год занимается популяризацией культуры этих стран на Западе и даже учредил отдельную фотопремию — New East Photo Prize. Но судя по работам, отобранным жюри конкурса в этом году, популяризировать фонду особенно и нечего: снимки финалистов демонстрируют, что в Восточной Европе, на Балканах, в России и Центральной Азии разруха и запустение — сплошь обломки былого величия, теперь покрывающиеся все большим слоем паутины, из-под которого покорно глядят смирившиеся со своей участью обитатели далеких от прогрессивного Запада мест. «Лента.ру» публикует работы финалистов конкурса. Победителя объявят 11 октября. Он получит 1 тысячу фунтов стерлингов (более 85 тысяч рублей) на развитие проекта и возможность выставиться в Лондоне вместе с другими финалистами конкурса.
Фото: Antal Bánhegyesy
Со времени смены политического режима в Румынии было возведено более семи тысяч православных храмов, больше тысячи из них находятся на стадии строительства. Получается, что последние 27 лет в каждый второй день в Румынии учреждалась новая церковь, подсчитал фотограф Антал Банегиесия (Венгрия). В своем проекте «Ортодоксия» он исследовал трансформацию этого религиозного института. Несмотря на царивший долгое время в Румынии социалистический режим, церковь в стране не подвергалась гонениям. Юридически она не была отделена от государства. И сейчас государство выделяет средства на ее содержание. Венгерскому фотографу было интересно взглянуть на румынский феномен, проследить, как современная история страны рифмуется с традициями социалистической поры.
Фото: Ilkin Huseynov
Маститый азербайджанский фотограф Илькин Гусейнов избрал воду в качестве связующего материала, чтобы продемонстрировать, какие проблемы объединяют его родной регион.
Фото: Ilkin Huseynov
Он путешествовал по населенным пунктам вдоль рек Кура и Аракс, обращая внимание на меняющийся ландшафт Азербайджана, а также проблему загрязнения воды и промышленный упадок страны.
Фото: Lana Stojićević
Хорватский художник и фотограф Лана Стоичевич создала проект «Солнечная сторона» в стиле научно-фантастического фильма 1960-х годов вокруг футуристического бассейна в отеле Zora, который находится в туристическом городе Примоштен. Стоичевич уже выигрывала заметные международные премии.
Фото: Bolgárka Éva Zellei
Внимание венгерской фотохудожницы привлекли современные христианские общины. В частности, обряд крещения.
Фото: Bolgárka Éva Zellei
Фотографа интересовал разнообразный «визуальный язык» этого обряда. Несмотря на то что церемония существует уже более двух тысяч лет, в каждой церкви она особенная, отражающая мироощущение той или иной общины.
Фото: Join the Cool
В финал вышел общий проект четырех украинских фотографов — Анастасии Лазуренко, Кристины Подобед, Дарьи Свертиловой и Жени Волкова. Команда творчески переосмыслила идею школьных виньеток — советской традиции, утвердившейся и на постсоветском пространстве.
Фото: Join the Cool
Фотографы придумали альтернативную подачу наскучившего всем привычного формата. Вот что из этого получилось. В описании к проекту говорится, что у творческого квартета вышло передать «трогательную и атмосферную картину школьной жизни на Украине».
Фото: Karol Pałka
Проект польки Кароль Паувки — это визуальное путешествие в коммунистическое прошлое, о котором многие предпочли бы забыть.
Фото: Karol Pałka
Фотограф задокументировала архитектуру коммунистических режимов Европы. Достопримечательности, которые когда-то приветствовали мировых лидеров, таких как Никита Хрущев и Фидель Кастро, теперь представляют историю о власти и ее непостоянстве.
Фото: Lucia Sekerkova
«Ведьма». Работа словацкого фотографа посвящена румынским цыганкам, которые идентифицируют себя как ведьмы, гадалки и целительницы.
Фото: Lucia Sekerkova
Этот бизнес, унаследованный из поколения в поколение, теперь перекочевал в интернет. Начиная с 9-летнего возраста цыганки заводят рекламные профили в социальных сетях.
Фото: Adam Wilkoszarski
Пейзажный фотограф Адам Вилькосарски из польской Познани представил на конкурс свою серию «После сезона». Она посвящена тому, как меняются курорты по завершении сезона.
Фото: Adam Wilkoszarski
В объективе фотографа оказались пляжи и отели, которые смотрятся сиротливыми и заброшенными, когда их покидают люди.
Фото: Alnis Stakle
А профессор Рижского университета имени Страдыня в Риге Алнис Стакле посвятил свои работы городам и поселкам побережья Крыма.
Фото: Alnis Stakle
Сталке запечатлел, как советское наследие региона рушится под натиском нового капиталистического возрождения полуострова. Свою работу он назвал «Тяжелые воды».
Фото: Дарья Гарник
Искусствовед Дарья Гарник отправилась в Смоленскую область, чтобы показать, как сохраняют память о первом человеке в космосе Юрии Гагарине на его родине, в Гжатском районе, ныне Гагаринском.
Фото: Дарья Гарник
Гарник посетила родное село первого космонавта, зашла в музей Первого полета, пообщалась с людьми, которые спустя 57 лет с полета Гагарина в космос поддерживают память о нем, нашла его ровесников. Атмосфера в Гжатске показалась ей сюрреалистичной: так причудливо жизненная история Гагарина-человека вплетается в урбанистическую память Гагарина-города, оставляя ощущение застывшего времени.
Фото: Michal Solarski
Михаил Соларски из Польши решил сосредоточиться на рассказе о жизни советских санаториев в наши дни. Когда-то в них съезжались тысячи рабочих, жизнь в них била ключом до самого заката СССР. Помимо оздоровления, отдыхающих ждал разнообразный досуг. Советский человек должен был отдохнуть так, чтобы его производительность выросла.
Фото: Michal Solarski
Сюда стекались труженики самых разных областей. Приоритет отдавался работникам тяжелых отраслей, таких как горнодобывающая промышленность. Посещение санаториев контролировалось медицинским персоналом, специалисты по здравоохранению даже выдавали отдыхающим солнцезащитные очки, отмечает фотограф. Многие санатории функционируют по сей день.
Фото: Peter Trembeczki
Проект «Победа» формально посвящен разрушенным местам, некогда представлявшим ценность для венгерского народа, а по сути — межпоколенческим проблемам, объясняет автор серии.
Часто гротескные, эти места стали предметами коллективной памяти, отражением социально-политической психики нации, полагает фотограф.
Фото: Федор Телков
Уральский фотограф Федор Телков решил рассказать о марийцах, пытающихся сохранить свою древнюю культуру и языческие обычаи в условиях смены политических режимов и насильственной христианизации.
Фото: Федор Телков
Телков — известный исследователь родного края. Ранее «Лента.ру» публиковала его совместный проект с Сергеем Потеряевым. На протяжении нескольких лет они снимали, как малые народы России — ханты, манси, ненцы, селькупы — противостоят всепоглощающей урбанизации.
Фото: Michał Sierakowski
А это Украина в объективе польского фотографа Михаила Сераковского. Он попытался установить связь между современным ландшафтом страны и ее национальной идентичностью, конструирующей новые национальные мифы.
Фото: Michał Sierakowski
«Дикие поля» — таким словосочетанием Сераковский передал увиденное.
Фото: Vika Eksta
Латвийский фотограф Вика Экста в проекте «Дьявольское озеро» попыталась отыскать грань между документальным и художественным осмыслением окружающего мира. В его центре — таинственное озеро вблизи села Аглона на востоке страны.
Фото: Vika Eksta
Экста называет себя визуальным художником и педагогом, она особенно сосредоточена на создании портретов и архивных исследованиях. Девушка выросла в деревне у этого самого озера, но начала фотографировать его лишь в 2015 году. Несмотря на то что проект уже был выставлен в июне 2018 года в Риге, он пока не завершен.