Фрида Кало — одна из самых знаменитых художников Латинской Америки. Ее называли величайшим провокатором XX века, а также коммунисткой, феминисткой, бисексуалкой, мученицей, — творчество мексиканки пронизано темой физической боли, которая преследовала ее всю жизнь. Яркие снимки и откровенные картины Фриды — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Archives of American Art, Smithsonian Institution
Фрида Кало родилась в Койоакане, пригороде Мехико, 6 июля 1907 года. В шесть лет она перенесла детский спинномозговой паралич и стала хромой на всю жизнь.
Фото: Archives of American Art, Smithsonian Institution
В юности Фрида попала в аварию — автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Металлический поручень проткнул ее бедро и таз, она получила многочисленные переломы. 18-летняя девушка оказалась прикована к кровати на несколько месяцев.
В ходе реабилитации Фрида начала рисовать — для нее изготовили специальный мольберт, позволявший творить лежа, а над кроватью повесили зеркало — его художница использовала для создания автопортретов.
В 1940-х Кало нашла ретабло (распространенные в странах Латинской Америки иллюстрации бытовых ситуаций, в которых верующим помогают святые), который походил на изменившую ее жизнь аварию — на нем была изображена девочка, оказавшаяся под колесами трамвая, столкнувшегося с автобусом. Фрида добавила к рисунку надписи на автобусе и трамвае, а пострадавшей пририсовала свои густые брови.
Фото: Keystone-France / Gamma-Keystone via Getty Images
Кало вышла замуж за художника Диего Риверу, который был старше нее на 21 год. С Риверой она познакомилась еще до аварии — он расписывал стены в школе, где она училась.
Травмы, полученные в аварии, сделали Фриду бесплодной. Кало беременела трижды, но раз за разом переживала выкидыши.
Фрида и Диего были членами коммунистической партии Мексики. Политические убеждения Кало нашли отражения в работах, написанных в последние годы ее жизни.
В 1937-м Кало и Ривера приютили у себя Льва Троцкого и его жену Наталью Седову. Троцкий к тому времени уже десять лет скитался по разным странам после высылки из СССР. Все четверо поселились в доме Кало, где она жила в детстве. 29-летняя Фрида и 58-летний Лев закрутили тайный роман.
Кало заводила романы не только с мужчинами, но и с женщинами. На бисексуальность художницы намекали не только строчки ее дневника, в котором она описывала, в частности, чувства к Жаклин Ламбе, жене писателя Андре Бретона, но и ее картины.
Фриду не очень заботили эталоны женственности, и в моде она была настоящим нонконформистом. Мексиканка могла полностью одеться в мужскую одежду; специально подводила свои сросшиеся брови и усы, делая их темнее и заметнее.
Описывая брак Фриды и Диего Риверы, биографы часто прибегают к красноречивой цитате художницы: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Супруги часто скандалили, изменяли друг другу, разъезжались и съезжались. Они развелись после того, как Ривера переспал с младшей сестрой Кало Кристиной, которая часто позировала ему обнаженной для картин.
Кало перенесла несколько десятков операций, которые так и не избавили ее от хронической боли. Физические страдания способствовали наркотической зависимости художницы, развившейся в последние годы жизни.
Перед смертью состояние мексиканки значительно ухудшилось, и друзья уговорили Кало и Риверу сойтись вновь в надежде, что это поможет художнице. Фрида согласилась на новый брак с Диего при условии, что у них не будет секса друг с другом. «Он ничейный муж и никогда не будет чьим-то мужем, но он отличный товарищ», — так описывала она его.
Фото: Nickolas Muray / Throckmorton Fine Art)
Художница скончалась 13 июля 1954 года в возрасте 47 лет. Официальная причина смерти — тромбоэмболия легочной артерии. Медсестра, ухаживавшая за Кало, заявила, что в ночь перед смертью Фрида превысила допустимую дозу обезболивающих.