На Гайдаровском форуме обсудили конкурентоспособность и регулирование российского контента. В сессии «Цифровой суверенитет: контент, технологии и возможности» приняли участие представители отрасли», среди которых были Rambler&Co, Okko и другие.
Эксперты обсудили факторы, которые позволяют российской информационной продукции и аудиовидеосервисам успешно конкурировать с крупными зарубежными игроками. Участники дискуссии сошлись во мнении, что онлайн-кинотеатры пользуются большей популярностью у россиян, чем аналогичные иностранные сервисы.
«Это давным-давно не внутреннее соревнование между каналами, производителями, дистрибуторами. Все те, кто сегодня занимаются контентом, его дистрибуцией, производством и созданием технологий для контента, в полный рост конкурируют с такими компаниями, как Netflix, YouTube, TikTok, и даже не буду перечислять всех остальных, потому что это и есть та самая высокая конкурентная борьба, в которой мы с вами живем. Там, где серьезные вызовы, там же и отличные возможности. На самом деле, Россия всегда была сильна своими талантами и с точки зрения производства контента», — отметил генеральный директор Института развития интернета Алексей Гореславский.
Генеральный директор «МТС медиа» / KION Игорь Мишин уточнил: можно говорить о том, что российские сервисы обошли иностранные.
«Мы уже сегодня понимаем без официального объявления итогов, что у того же мирового лидера Netflix нет лидирующих позиций по количеству подписчиков, по количеству часов, которые проводит российская аудитория на платформе. И по прочим таким метрикам и показателям безусловно лидируют в России российские онлайн-кинотеатры…При этом очень важно не создавать условий, при которых российский зритель будет отдавать предпочтение зарубежному контенту», — заявил он.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что благодаря культурному контексту, близости для отечественного зрителя, освещению понятных и волнующих тем русскоязычный контент выгодно отличается от того, что предлагает иностранный производитель. При этом, по словам экспертов, российский контент в силу своего высокого качества сейчас востребован и за рубежом.
«Кто-то замечательно сказал: представьте себе, что вы пришли в автомобильный магазин, в котором продаются все автомобили, представленные на рынке в мире, включая российские. И, что самое смешное, они продаются по одной цене. Сможете ли вы продать российский автомобиль за ту же цену, за которую продается немецкий? Вот в кино нам удалось это сделать, нам удалось в этом смысле конкурировать с большим настоящим миром и развитой индустрией», — отметил генеральный продюсер Okko Джаник Файзиев.
Государство со своей стороны уже давно осознало потенциал российского контента и «интеллектуального экспорта». Однако, по словам заместителя председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Горелкина, необходимо соблюдать баланс между поддержкой индустрии и защитой интересов российских пользователей.
«Безусловно, в аудиовизуальных сервисах мы видим точку роста, мы видим экспортный потенциал. И здесь очень важно соблюсти баланс между конкурентоспособностью, экономическими интересами компаний и общественными интересами. На мой взгляд, сегодня такой баланс есть: у нас есть возрастная маркировка, у нас есть родительский контроль и сами сервисы родительскому контролю уделяют большое внимание. У нас есть механизмы блокировки, удаления информации, причиняющей вред детям. У нас есть закон, который обязывает социальные сети проактивно реагировать на противоправный контент. Социальные сети — это не забор, на котором можно все писать, и здесь понятны очевидные, важные моменты. Очень хороший инструмент — это принятие отраслью добровольных обязательств, это несколько меморандумов, подписанных в прошлом году. Я считаю, что государство прежде всего должно поддерживать контент, который меняет мир к лучшему», — отметил эксперт.
Важным направлением работы государства, по словам депутата, является выстраивание баланса между игроками рынка аудиовизуальных сервисов.
«Очень хороший сигнал для рынка — включение в реестр аудиовизуальных сервисов Netflix. Это произошло в конце прошлого года, и я уверен, в реестр будут включены в этом году определенные сервисы… Работая на территории России, зарабатывая здесь деньги, Netflix обязан соблюдать весь спектр российских опций для аудиовизуальных сервисов, потому что до этого момента мы наблюдали неравные условия», — сказал он.
Также отмечалось, что распространение деструктивного, опасного контента способно нанести серьезный вред российскому пользователю, особенно детям. В связи с этим государственные меры, такие как введение возрастных маркировок для материалов и обязанность онлайн-платформ удалять противоправные публикации, — это не попытка «зарегулировать» площадки, а защита цифровых прав и интересов российских пользователей.
Еще одним предложением, затронутым во время дискуссии, стало рассмотрение опыта других стран в сфере борьбы с недобросовестностью западных ИТ-компаний, зарабатывающих на локальном контенте. Исполнительный директор по медиа Rambler&Co Андрей Цыпер предложил рассмотреть практику Австралии, власти которой законодательно обязали американские ИТ-компании делиться прибылью с местными медиа за размещение их материалов на своих платформах.