Ну вот, стоило отвернуться на два дня, как опять истерика. Теперь уже по поводу митинга в городе Грозном. А что — он официально заявлен был как «Митинг в поддержку Р.А. Кадырова», или это просто маркетинговый ход? Но судя по кипению страстей, оно же бульканье гуано, ход удался. А что произошло-то? Говорят, собрался миллион митингующих. А сколько там вообще в республике живет — полтора миллиона? Да, конечно, что-то там ляпнул лидер мотоциклетной философии Хирург, народ тейповый повысказывался — все как всегда.
Да только не очень.
Как пишут пошлые блогеры, «мы проснулись в другой стране». Сколько себя помню, мы раз в месяц просыпаемся в другой стране начиная с 1990 года, правда. Но тем не менее — налицо сформировавшаяся у нас на глазах реальность. И эта реальность мультикультурна, как мультикультурна сама Россия. Более того — когда из Чечни лепят страшилку, все время выносят за скобки огромную историю взаимодействия ислама и православия в рамках одной страны. Опыт — именно уникальный, которым, например, не обладает Германия, наступая все время на одни и те же грабли. И сидящая в растерянности: что делать с миллионом мусульман, ломанувшихся через ее границы по приглашению фрау М.
А у нас тут много чего было. В том числе и Кавказские войны, и Шамиль. Многие приложили руку к трудному и многолетнему приучению России к тому, что сейчас называется мультикультурализмом. Никого никогда не волновала огромная мечеть в Питере — наоборот, всегда водили туристов на нее любоваться, да и сами время от времени заходили посмотреть на изразцы. Кошмар Мишеля Уэльбека — мечеть в соборе Парижской богоматери — совсем не кошмар для русских, которые видят Казанский кремль с минаретами. Никого это тут никогда не волновало и не вызывало апокалиптических видений.
Да, организованное население в руках крепкого лидера, который умудрился еще и финансово обеспечить республику, выглядит несколько пугающе. К тому же общая антиисламская истерия присутствует. Но она идет на самом деле вовсе не из России — она просто витает в воздухе посредством СМИ и интернета. И, в общем, это тоже можно понять.
Я понимаю, что от слов Рамзана А. Кадырова «Тому, кто с нами не согласен, есть дорога на Запад. Но в Чечне и в России таких шакалов быть не должно. Не должно быть тех, кто поддакивает Западу и Европе и пытается делать политику для развала нашего суверенного государства» многим становится не по себе. Меньше всего это похоже на политический процесс в демократическом государстве. Где вообще-то оппозиция любого качества и любого накала — абсолютно необходимая часть политического пейзажа. У РА — свои представления о прекрасном, которые он транслирует. Более того, именно благодаря этому мы понимаем, что в России есть территории, где совсем иное представление обо всем (кстати, как там разобрались с многоженством и его соответствием Семейному кодексу РФ?).
И с этим надо заново учиться жить — хотя бы в минимальной гражданской гармонии и мире. Хотели в Европу? Хотели сосуществования всех культур? Получите и распишитесь. Или как? Для европейских стран у нас один стандарт проживания культур, а на нашей территории мы уже с этим не согласны? Тогда возвращаемся к тезису о том, что в России гораздо богаче история и опыт интеграции других народов и других культур. Я не выношу термин «раскачивать лодку», но вот было бы странно раскачивать наш плашкоут практически на пустом месте — там, где все вопросы решаемы. И у каждого вопроса есть достаточно тяжкая история и опыт, политый кровью. И проходить уроки истории по второму разу — слишком затратно для всех. Рассматривать целый народ в качестве «боевой гвардии режима» — это значит предаваться греху навешивания коллективной вины. Чем это заканчивается — мы тоже в курсе: что в довоенной Германии, что в послевоенном СССР.
С другой стороны, уже понятно, что нет нормальных экспертов, которые разбирались бы в процессах на этнических территориях России и отслеживали их во времени. Поэтому публика так легко манипулируема любыми слоганами и любыми страшными рассказами о том, что сейчас, дескать, придет Рамзан Ахматович и всех порвет стальными клыками. Образ, конечно, милый, но хотелось бы реального анализа, а не политически ангажированного. А тут уже вопросы к интеллектуалам. Или все интеллектуалы заняты просчетом вариантов получения ВНЖ где-нибудь поближе к сирийским беженцам?