После теракта в Дагестане, в ходе которого вооруженные боевики напали на православные храмы и синагоги, в российских новостях снова появилось уже забытое многим слово «ваххабиты». Выяснилось, что среди нападавших были дети чиновника — глубоко религиозные и придерживающиеся ислама ваххабитского толка. Кто такие ваххабиты, много ли их в России и угрожают ли они мирным людям, «Лента.ру» спросила исламоведа, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО МИД России Ахмета Ярлыкапова.
«Лента.ру»: Кто такие современные ваххабиты?
Ахмет Ярлыкапов: Существует четкое определение ваххабизма как религиозно-политического движения, возникшего в XVIII веке на территории Аравийского полуострова, где тогда еще не было Саудовской Аравии. Движение было названо по имени своего основателя Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, который выступал за очищение ислама от нововведений, строгое следование Корану и Сунне.
То есть исторически ваххабиты — это те, кто придерживается учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и лоялен Саудовскому Королевству, где ваххабизм — официальная идеология. Такие классические ваххабиты у нас в стране есть, но их очень мало.
Под ваххабитами в России часто подразумевают всех, кто более-менее оппозиционен к традиционному исламу. В эту категорию попадают те, кто выступает против суфизма, народного ислама и обычаев, а также стремится к «очищению» религии. Однако это не классические ваххабиты, а люди, которые разделяют некоторые их идеи.
Сунниты и шииты — два основных направления в исламе. Сунниты составляют примерно 90 процентов всех мусульман, а шииты — около 10. Кроме того, существует еще одно направление — хариджиты, их менее одной десятой процента от числа всех мусульман.
Разные направления в исламе появились из-за разногласий по поводу того, кто должен быть лидером мусульманской общины. Шииты считают, что это должен быть человек из семьи пророка Мухаммеда, а сунниты — что лидером может быть любой праведный мусульманин из числа курайшитов (клана, из которого произошел Пророк).
Каждое направление ислама делится на большое количество других направлений.
Салафиты — движение в суннитском исламе, объединяющее религиозных деятелей, которые призывали ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков. Можно сказать, что ваххабиты также относятся к салафитам.
Суфии — мистическое течение в исламе, которое может быть распространено как среди суннитов, так и среди шиитов. Суфизм — учение о пути к Всевышнему. Суфии верят, что на этом пути должны быть учителя и наставники — шейхи. Именно против этого почитания выступили ваххабиты.
К этой группе можно отнести различных салафитов, а также ханафитов и шафиитов, которые могут быть объявлены ваххабитами в зависимости от ситуации. В результате получается довольно обширная и разнородная группа, которую называют современными ваххабитами.
Как именно они находятся в оппозиции к традиционному исламу?
Они выступают против некоторых народных обычаев, например, им не нравятся обряды, которые существуют в народной культуре: поминки, чтение Корана у могилы и так далее. Многие суфийские обряды также вызывают у них неприятие. Например, им не по душе почитание шейхов и паломничество к святым местам.
Список таких вещей довольно обширен. Они считают, что ислам должен очиститься от всего этого. Они призывают отказаться от обременительных обрядов, а также упростить существующие. В этом смысле они стремятся к более простому исламу в плане обрядов, но при этом более фундаменталистскому в идеологическом плане.
В каких регионах России и насколько распространен ваххабизм?
В России это явление популярно, особенно среди молодежи. Первые группы «ваххабитов», которые выступали с резкой критикой суфизма и именно поэтому были так названы, появились в Дагестане еще в 1970-х годах
Затем в конце 1980-х — начале 1990-х появились новые группы фундаменталистски настроенных мусульман, на которых это наименование передалось. Это стало мейнстримом для молодых людей. Поэтому сейчас у нас много людей с такими настроениями, мы называем их салафитскими. Именно салафиты всех мастей у нас, как правило, и называются ваххабитами.
Плюс есть еще немногочисленные представители ханафитов и шафиитов, которые выступают не против всех народных обрядов, а против некоторых. Эти группы представлены практически везде в России. Нельзя сказать, что в одном регионе они более распространены, чем в другом. Они равномерно распределены по всей территории. Даже в регионах, где сильно влияние суфизма.
Например, в Дагестане. По оценкам специалистов, до половины мусульман там — те, кто оппозиционно настроен к суфизму. Значительная часть из них — салафиты
В 90-е и нулевые годы во время войн Чечня также рассматривалась как место распространения ваххабизма. Сейчас не так?
Да, это правда, в то время Чечня действительно была одним из регионов, где активно распространялись идеи ваххабизма, связанные с экстремизмом. Однако сейчас там достаточно жестко все зачищено. И очень многие радикально настроенные люди просто уехали за пределы Чечни.
Конечно, проблемы все еще существуют. В Чечне, например, происходили нападения на силовиков, включая те, в которых участвовали даже дети. Но в целом ситуация улучшилась по сравнению с прошлыми годами
Для многих россиян ваххабизм связан с терроризмом. Насколько это справедливо?
К сожалению, в нашей стране понятие «ваххабизм» не имеет четкого определения и стало собирательным образом всего плохого. С научной точки зрения ваххабизм — религиозно-политическое движение, возникшее в Саудовской Аравии. Однако у нас он ассоциируется с чем-то страшным и непонятным.
Из-за этого люди часто называют ваххабитами террористов, экстремистов, радикалов и тех, кто выступает против народных обычаев. Например, если вы против проведения поминок, вас тоже могут назвать ваххабитом. В это обобщенное понятие вкладывается все негативное.
Часто под ваххабизмом понимают различные салафитские группировки, которые могут иметь разные взгляды, в том числе на вопросы джихада. Большинство молодых людей, которых называют ваххабитами, не поддерживают идею вооруженного джихада против России и террористическую деятельность.
У этих ребят могут быть некоторые разногласия в вопросах вероучения, они могут критиковать суфиев, но в целом они не собираются воевать. Проблема тех, кто участвует в боевых действиях, существует, и ее нельзя отрицать.
Однако связывать вопрос террористической деятельности исключительно с ваххабитами — это слишком большое упрощение
Можно ли отличить мирный ваххабизм от экстремистского? Существуют ли какие-то признаки, по которым это можно сделать?
Если мы обратимся к оценкам специалистов, то увидим, что как минимум от трети до половины общин в Дагестане можно назвать ваххабитскими или салафитскими. Однако они ведут мирный образ жизни, не причиняют вреда окружающим и не совершают терактов.
Власть также не трогает эти общины, поскольку они не представляют угрозы. Вероятно, можно мирно сосуществовать с ними, если они не нарушают закон и не причиняют вреда другим людям.
В Дагестане с 1999 года действует закон, который приравнивает ваххабизм к экстремизму. То есть ваххабизм практически запрещен?
Этот закон существует, однако на практике он не применялся. Очень сложно с юридической точки зрения определить, что такое ваххабитская деятельность и чем она отличается от экстремистской. Если приравнивать их друг к другу, то это означает запрет ваххабизма, а это, в свою очередь, может привести к конфликту с Саудовской Аравией (где ваххабизм — официальная идеология), с которой нам нельзя ссориться.
Почему именно в Дагестане приняли такой закон, а в других регионах не стали?
В Дагестане существовала Кадарская зона, где были сильны экстремистские настроения. И сегодня в республике происходят громкие теракты и другие подобные события.
Если посмотреть на ситуацию глубже, можно заметить, что значительная часть людей, уехавших из России в Исламское государство (ИГИЛ, ИГ, запрещенная в России террористическая организация), — из Дагестана, это дагестанцы, молодые жители республики. То есть проблема радикализма в республике реально существует, и она была животрепещущей и тогда, в конце 1990-х годов
Поэтому в Дагестане и приняли такой закон. Его инициаторы говорили, что он, может быть, не очень хорошо продуман с юридической точки зрения и не дает четкого определения ваххабизма. Но сам факт существования такого закона должен был заставить ваххабитов бояться действовать.
Это повлияло на распространение радикального ваххабизма?
Видно, что салафитские настроения (оппозиционные традиционному исламу) получили широкое распространение в Дагестане. И ситуация с экстремизмом там, к сожалению, не улучшается.
Существует ли прямая связь между ваххабизмом и терроризмом? Можно ли утверждать, что ваххабизм приводит к терроризму?
Классический ваххабизм — идеология, которую исповедует большинство населения Саудовской Аравии. Эти мирные люди играют важную роль в мировой экономике, поставляя значительные объемы нефти. Они не устраивают теракты.
Ваххабиты идеологически близки к фундаментализму. Террористы, в свою очередь, основывают свою идеологию на крайнем фундаментализме, отрицая традиции и обвиняя обычных мусульман в отступничестве. Однако нельзя утверждать, что ваххабиты являются террористами, а ваххабизм ведет к терроризму.
ИГИЛ (ИГИЛ, «Исламское государство» — запрещенная в России террористическая организация) — яркий пример того, как террористы могут не иметь глубоких знаний об исламе. Их быстро обрабатывали и отправляли на совершение терактов. Их идеология — это упрощенный вариант ваххабизма, доведенный до крайности.
Ваххабизм — серьезная идеология, основанная на трудах богословов. Террористы же для оправдания своей деятельности используют упрощенную версию ваххабизма.
То есть ваххабизм не представляет опасности для российского общества?
Я еще раз повторюсь — в России нет классического ваххабизма. Вместо этого мы сталкиваемся с различными идеологиями и течениями, такими как салафизм и другие. Это явление можно рассматривать как смесь разнообразных идей и течений. И хотя эта смесь может вызывать беспокойство, нельзя сказать, что она опасна для всей России.
Большинство людей, которых называют салафитами, являются мирными гражданами. Им просто не нравятся некоторые традиции, такие как траты на поминки. В остальном они живут обычной жизнью.
Опасность для России представляет лишь небольшая группа людей, которые разрабатывают террористическую идеологию. Эта идеология очень проста и поэтому опасна. Также опасны сети вербовщиков, которые привлекают людей в эти группы, и сами люди, которые могут стать террористами.
Вербовщики привлекают людей в сети, связанные с ИГИЛ или сторонниками ваххабизма, или еще в какие-то радикальные группы?
В сетях «Исламского государства» есть разнообразные джихадистские группировки, которые не связаны с ваххабизмом, а следуют такфиризму. Они объявляют других мусульман кафирами, то есть неверными. Это очень маленькая, но активная группа людей, которые придерживаются крайних идеологических взглядов. Они не представляют большинство мусульман, но из-за своей активности создают впечатление, что их много.
Я считаю, что если мы будем всех так называемых ваххабитов считать врагами, то мы ошибочно объявим врагами значительную часть мусульман. Это было бы неправильно.
Нужно ли государству что-то делать, чтобы ваххабиты не воспринимались как синоним террористов и экстремистов?
Да, это очень важно для государства, потому что ваххабизм — официальная государственная идеология в Саудовской Аравии, с которой мы сейчас особенно дружим. Если мы будем говорить, что ваххабиты нам враги, это может создать противоречивую ситуацию.
Эффективным подходом может быть постепенный отказ от использования негативной риторики в отношении ваххабитов. Важно понимать, что именно террористы и экстремистские группировки являются нашими врагами. Необходимо следить за ними, пытаться изолировать их от общества и так далее.
Кроме того, успешные люди также откликаются на экстремистские идеи. В этом направлении тоже нужно работать, чтобы понять причины. Это сложная и трудоемкая работа, но она необходима.
***
О том, почему дети чиновников становятся террористами и какие методы используют вербовщики террористических ячеек, читайте в этом интервью.