Одним из самых сложных и драгоценных традиционных народных промыслов, получивших широкое распространение еще в Древней Руси, было золотое шитье. Техника вышивки золотой и серебряной нитью пришла к нам из Византии почти одновременно с православием. За десять веков это ремесло на Руси превратилось в изысканно сложный и абсолютно уникальный вид искусства, расцвет которого пришелся на период XVII-XIX столетий. Об истории и сегодняшнем дне русского золотого шитья — в материале «Ленты.ру».
Сложное и очень дорогое рукоделие
Когда, кем и где именно была придумана техника золотого (золотного) шитья доподлинно неизвестно, но первые сведения о нем относятся ко II веку до нашей эры и Пергамскому царству, оттуда она перебралась к римлянам, а позже получила широкое распространение в Византии. На Руси ранние упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах и записках иностранных путешественников начиная с XI века.
Фото: Петр Каменченко / «Лента.ру»
Первые золотошвейные мастерские на Руси возникали при монастырях. Умение шить золотом ценилось очень высоко, так как этот вид рукоделия требовал большой точности, внимания, усидчивости и занимал много времени. Дорогими были и расходные материалы, которые нельзя было испортить.
Обучение мастериц длилось около семи лет. В основном золотошвейками становились женщины знатного сословия, по каким-либо причинам принявшие монашеский постриг и получившие благословение на золотошвейное послушание
Изначально ручная вышивка золотыми и серебряными нитями использовалась для создания церковных облачений, хоругвей, икон, шитых иконостасов, покровов, знамен, плащаниц, дароносиц, закладок для Священного Писания и многого другого.
Кроме церкви заказчиками золотой вышивки были княжеский (царский) двор и наиболее состоятельные бояре. Для последних богатство и качество золотой вышивки было показателем статуса. Многие бояре создавали собственные золотошвейные мастерские, которые состязались в этом тонком искусстве. Секреты ремесла, приемы шитья передавались по наследству от матерей к дочерям.
После польского разорения Москвы (1610-1612) «царицыны светлицы» Кремля смогли восстановить численность своих золотошвеек с 15 до 80 мастериц только за 60 лет
Светской вышивкой занимались в основном крепостные, лучших мастериц перекупали за большие деньги, а их работы использовали в качестве драгоценных подарков и подношений.
По большим престольным праздникам драгоценные одежды вывешивались на всеобщее обозрение на улицах и у храмов, что служило показателем высокого положения и богатства их хозяев.
В качестве модного рукоделия золотым шитьем занимались светские дамы и даже представительницы царских семей — в частности, дочери последнего русского императора Николая II.
Такая вот канитель
Нити для шитья делали из золота и серебра. Металл вытягивали в очень тонкую проволоку — канитель. Процесс был долгий и кропотливый. Раскаленную заготовку осторожно, чтобы не порвать, проволакивали специальными клещами через отверстие в волочильной доске. Получившуюся проволоку остужали, а затем снова раскаляли, чтобы она стала мягкой и могла пройти уже через более узкое отверстие. Опять остужали, опять вытягивали — и так до тех пор, пока не получали нить необходимой толщины. Все это делалось вручную и занимало много часов. Отсюда и выражение «тянуть канитель» — то есть заниматься нудной однообразной работой.
Готовая нить была двух видов: круглая в сечении — волоченка и расплющенная — бить.
Волоченая нить получалась довольно хрупкой, вышивать ею как обычными нитками — «в прокол», продевая сквозь ткань, было сложно, поэтому ею предварительно обвивали льняные и шелковые нити (скань). Бить укладывали небольшими фрагментами по узору на лицевой стороне ткани, прикрепляя стежками шелковой нити — эта техника называлась «вприкреп». Но это лишь основные приемы, у самих же мастериц было множество «фирменных» секретов.
Техники золотного шитья разнообразны: чаще всего — это шов «вприкреп» (мягкий и счетный), наиболее характерный — литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов «корзиночка», шов по шнуру (веревочке), гладевой валик, гладевой шнур, шов «рядки», швы «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец», «перышки»
Для золотого шитья выбиралась дорогая и прочая ткань, которая могла выдержать тысячи проколов: тафта, атлас, парча, бархат, а также кожа и замша. Изделие украшали жемчугом, драгоценными камнями и самоцветами. Понятно, что готовые изделия получались очень дорогими и весили немало — до 20 и более килограммов.
Есть разница между понятиями золотое и золотное шитье. В случае золотного шитья используется искусственная нить с примесью золота или серебра (обычно не более десяти процентов). В настоящее время повсеместно используют именно золотное шитье
Фото: Петр Каменченко / «Лента.ру»
Клад, пролежавший восемь веков
Золотым шитьем славились многие города России. Свои школы были в Пскове и Новгороде, Рязани и Казани. Особенной красотой и качеством были известны нижегородские платки (Огородец, Арзамас) с золотой вышивкой, для которых использовались мягкие и легкие ткани — миткаль, шелк, батист, кисея. Но самой известной и заслуженно лучшей считалась новоторжская (торжокская) школа золотого шитья.
Судя по археологическим раскопкам, ранние славянские поселения на восьми холмах по берегам Тверцы относятся к IX-X векам. Первое летописное упоминание непосредственно о Торжке датируется 1139 годом, когда городок захватили дружины князя Юрия Долгорукого. В те годы Торжок был торговой колонией Новгородской республики, управлялся ее наместниками и назывался Новым Торгом, отчего жители его до сих пор называют себя новоторами. Город не раз подвергался нападениям, трижды его сжигали почти дотла, но всякий раз он вновь возрождался и набирал силу.
Одно время считалось, что золотая вышивка пришла на Русь с Востока вместе с монголо-татарским нашествием, но это не так, и тому есть веские археологические свидетельства.
В 1989 году Новоторжской археологической экспедицией при раскопках на территории некрополя Борисоглебского монастыря была обнаружена древняя золотая вышивка. Ученые датировали ее XII-XIII веком.
Фото: Петр Каменченко / «Лента.ру»
Более точную дату аналогичных находок удалось установить экспедиции 2010 года. В полуметровом слое золы, образовавшемся после сожжения Торжка ордами хана Батыя весной 1238 года, была обнаружена сохранившаяся деревянная емкость (сундук?) с 250 предметами.
Наш клад отличается от других кладов этого периода тем, что это был не денежно-вещевой клад (обычно еще клали серебряные слитки — денежные весовые единицы, которые назывались гривнами), а это чисто вещевой клад
По всей видимости, клад принадлежал богатой боярской или купеческой семье и был спрятан в конце февраля или в первых числах марта 1238 года, во время осады города. Среди прочих древних артефактов в нем была обнаружена стопка из пяти вырезок богатой одежды, расшитой золотом, серебром и бисером.
А история такова. В феврале несчастного для Руси 1238 года, после разграбления и сожжения Рязани, Коломны, Владимира и других русских городов, орды Батыя пошли на Великий Новгород. Но на их пути оказался маленький, но гордый и храбрый Торжок, отказавшийся сдаваться. Оборонявшиеся ждали помощи от Великого Новгорода, но она так и не пришла. Две недели огромное войско штурмовало город, неся потери, а когда взяло его штурмом, то вырезало оставшееся к тому времени в живых население.
Язычники взяли город, убив всех — и мужчин, и женщин, всех священников и монахов. Все разграблено и поругано, и в горькой и в несчастной смерти… 5 марта
Но идти на Новгород Батый уже не решился: из-за отсутствия фуража начался падеж лошадей, а люди были измучены и хотели вернуться из тесных и мрачных тверских лесов на просторы степей. Так пограничный Торжок спас Новгородскую республику.
Фото: Петр Каменченко / «Лента.ру»
Во время осады новоторы спрятали добро в тайных схронах, а когда татары ушли, доставать его уже было некому. Восемь веков спустя клад обнаружили археологи. И найденные в нем артефакты служат весомым доказательством того, что золотое шитье было известно в Торжке еще в домонгольский период.
Сувенирка и госзаказ
Золотой век новоторжского золотого шитья пришелся на XVIII-XIX столетия. В этот период работы мастериц из Торжка славились по всей Российской империи и за ее пределами, став, как теперь бы сказали, важной статьей местного экспорта.
Произведения торжокских мастериц отличались разнообразием методов и способов образования узора, богатством мотивов, сложностью композиционного строя орнамента, использованием множества сложных швов и умением вышивальщиц объединять их в единую композицию.
Золотой вышивкой украшались хоругви и знамена, церковные облачения и богатые кафтаны, праздничные костюмы и женские сарафаны, седла и военные мундиры, головные уборы и свадебные полотенца, сафьяновые сапоги, рукавички, платки, пояса, кошельки и многое другое.
В XIX веке в Торжке начали выполнять особые госзаказы — мундирное шитье. В то время в России были учреждены стандартные типы мундиров членов императорского двора, а также чиновников министерств и ведомств. Специальным регламентом предусматривался орнамент золотной вышивки, его расположение и количество.
К любимцам, к гвардии, к гвардейским, к гвардионцам;
Их золоту шитью дивятся, будто солнцам!
Адмиралы, генералы и чиновники высших рангов Российской империи щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Нередко золотошвей из Торжка приглашали вышивать царские придворные костюмы. Так, в 1855 году торжокские вышивальщицы выполнили большой заказ, сделанный императорским двором в связи с коронацией Александра II. 30 лучших золотошвей были доставлены из Торжка в Санкт-Петербург для вышивания гербов на порфире. Некоторые из этих изделий хранятся сейчас в Государственном Эрмитаже и Оружейной палате.
Развитию золотошвейного промысла в Торжке способствовало то, что в начале XVIII века через город прошла Государева дорога — главный тракт империи, соединявший Москву и Санкт-Петербург. В торжокских постоялых дворах и гостиницах путешественники отдыхали, лакомились блюдами местной кухни и приобретали дорожные сувениры, среди которых самыми популярными были, разумеется, изделия местных мастериц. В начале XIX века Торжок стал рекордсменом империи по количеству лавок и постоялых дворов на душу населения.
Александр Сергеевич Пушкин не раз останавливался в гостинице Дарьи Пожарской в Торжке и прославил не только ставшие знаменитыми пожарские котлеты, но и расшитые пояса, которые покупал здесь в подарок знатным дамам.
Получила ли княгиня поясы и письмо мое из Торжка? (...) Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы
Закат промысла начался в 1860-х годах. Николаевская железная дорога, по которой теперь осуществлялась связь двух столиц, прошла в стороне от Торжка, оставив его на периферии главных событий империи. Сменилась и мода. Спрос на изделия, украшенные золотой вышивкой, заметно упал, и профессия золотошвеи становилась непопулярной.
От двуглавого орла — к серпу и молоту
Для того чтобы сохранить уникальный промысел, сберечь старинные швы и узоры, в 1894 году Торжокской земской управой была открыта учебная золотошвейная мастерская, позже преобразованная в училище золотного шитья. На Всемирных торгово-промышленных выставках, которые стали очень модными в конце XIX — начале XX века, изделия торжокских мастериц украшали богатые павильоны Российской империи и не раз получали главные призы. Коллекции лучших золотошвейных изделий из Торжка хранятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), во Всероссийском музее декоративного искусства (Москва), в музеях Торжка и Твери.
Пока в Советской России боролись с роскошью и богатством, золотошвейный промысел не был востребован. Постепенно идеи равенства и братства пролетариев всех стран и неизбежной мировой революции стали отходить на второй план, а новая советская власть все больше напоминала свою имперскую предшественницу. Вышитых золотом имперских двуглавых орлов постепенно заменили советские серпы и молоты, а церковные хоругви — полковые знамена Рабоче-крестьянской Красной армии. А спрос рождает предложение, что бы по этому поводу ни думали идеологи марксизма-ленинизма.
В 1923 году торжокская золотошвейная мастерская была преобразована в профессионально-техническое училище, готовящее инструкторов по вышивке, а в 1928 году ее выпускники объединились в Торжокскую золотошвейную артель имени 8 марта, что удачно совпало с поступлением большого заказа на шитье знамен и знаков различия для Красной армии.
Одновременно небольшими тиражами выпускались модные у национальной советской номенклатуры тюбетейки, а также бювары, подушечки, сумочки, декоративные панно и нарядные портреты вождей мирового пролетариата для украшения интерьеров советских учреждений.
В 1960 году артель была реорганизована в Фабрику имени 8 марта. Среди самых любопытных работ торжокских мастериц 1960-1970-х годов — заказы от киностудии «Мосфильм». На фабрике делались уникальные костюмы к фильмам «Война и мир», «Анна Каренина», «Ватерлоо», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и другим.
Камергерский мундир Алексея Каренина для фильма «Анна Каренина» (Мосфильм, 1966 год) вышивался более месяца, на него ушло на тысячу рублей золототканых нитей. В фильме Каренин появляется в нем лишь один раз. Это один из самых дорогих костюмов в коллекции киностудии «Мосфильм»
В 1992 году Фабрика имени 8 марта превратилась в товарищество с ограниченной ответственностью «Торжокские золотошвеи», а три года спустя — в ОАО с тем же названием.
Где купить золотного Путина
Сегодня Торжок — один из главных туристических центров Тверской области. А золотая (золотная) вышивка — наиболее популярный аутентичный сувенир, который путешественники увезут на память о пребывании в древнем городе. Посмотреть экспозиции старинной и современной вышивки и приобрести сувениры в можно в нескольких местах.
Самая большая и разнообразная экспозиция находится в Музее золотого шитья, основанном на базе коллекции фабрики «Торжокские золотошвеи» (бывшая Фабрика имени 8 марта).
Коллекция музея, состоящая более чем из тысячи экспонатов, рассказывает об истории промысла и его современном состоянии. В музее проходят мастер-классы, на которых можно познакомиться с техникой золотной вышивки и попробовать сделать что-то своими руками.
«Дом пояса» — музей, посвященный русской поясной культуре и ее роли в традиционном русском костюме. В экспозиции музея — коллекция старинных поясов. Главных же экспонат — двенадцатиметровый пояс России, выполненный на натуральном бархате.
было использовано для вышивки пояса России
Ширина пояса — 25 сантиметров. Именно такую ширину имел классический царский пояс на Руси. По всей длине пояса вышита молитва «Живый в помощи Вышняго».
Никифоровская золотошвейная мануфактура — этому предприятию всего три года. Работают на нем 15 мастериц: художники, дизайнеры, ручные и машинные вышивальщицы. В своих произведениях они используют как традиционные для торжокских золотошвей темы, так и новый современный дизайн. При мануфактуре есть постоянная выставка. Небольшая, но со вкусом оформленная. Коллекция экспонатов собрана в самом Торжке: что-то было подарено горожанами специально для выставки, что-то выкуплено у владельцев, что-то взято «в аренду».
Тут же работает магазин, где можно приобрести изделия мануфактуры и произведения индивидуальных мастериц, представляющих свои работы на реализацию.
Есть еще интересный музей при торжокском училище золотого шитья. Там можно посмотреть уникальные старинные наряды, расшитые золотой (золотной) и серебряной нитью. В музее вам все покажут и объяснят, но нужно заранее договориться о посещении.
Кроме того, в городе есть несколько палаток и сувенирных лавок, где продаются и работы вышеуказанных мастерских, и мастериц кустарного промысла, которые бывают весьма интересны. Можно сделать заказ на изделие и по собственному эскизу.
— Что обычно покупают приезжающие в Торжок туристы? — задаю вопрос Юлии Никифоровой, руководителю предприятия Никифоровская золотошвейная мануфактура.
— Наибольшим спросом пользуются две категории работ — самые дорогие и наиболее дешевые. Дорогие работы — расшитые и украшенные бисером и самоцветами иконы, картины на заказ, вышитую золотной нитью карту Тверской обрасти — берут для подарков.
У нас был вышитый портрет Путина, мы его возили на выставки. Подошла интеллигентная такая бабуля лет девяноста — видимо, бывший партийный работник. Спросила, сколько он стоит. Объяснили, что это дорогая работа — 10 тысяч рублей. И она тут же его купила
А обычные туристы покупают недорогие сувениры: очечники, косметички, закладки для книг, шоперы, кошельки, рукавички. Всем хочется что-то увезти на память о Торжке.
***
Добраться до Торжка легко. Из Москвы на автомобиле по трассе М-10 около 250 километров. Примерно столько же, если ехать по платной трассе М-11. Можно воспользоваться железной дорогой. Из Москвы до Твери и из Твери до Торжка ходит удобная и комфортабельная «Ласточка».