Тарантино-режиссера знают все, Тарантино-беллетриста многие, а вот Тарантино-киновед открылся широкой публике с выходом книги «Киноспекуляции» (Cinema Speculation). На русском языке ее выпустило издательство Individuum. Как выглядит история кино, увиденная глазами одного из ключевых ее героев? Из какого сора выросли фильмы, которые стали классикой при жизни своего создателя? Обо всем этом Квентин Тарантино подробно рассказывает. С разрешения правообладателей «Лента.ру» публикует фрагмент текста с сокращениями.
В этот период мы с мамой реже ходили в кино, потому что теперь она ходила туда со своими кавалерами. И репертуар этих походов составляли ранние фильмы жанра блэксплотейшн.
Одним из таких фильмов был «Суперфлай». Я знал про «Суперфлай», потому что сначала мама купила невероятно крутой саундтрек, который с тех пор постоянно звучал в нашей квартире. Фильм также все время нахваливали в телепередаче Soul Train. А у нас так повелось, что мы никогда не пропускали Soul Train по субботам. К этому времени мы жили в довольно козырной квартире, которую мама снимала вскладчину со своими лучшими подругами — разносчицами коктейлей Джеки (черной) и Лиллиан (мексиканкой).
Они были молоды, красивы, модно одевались, жили в самый разгар цветущих 1970‐х и имели слабость к спортсменам.
Три сексуальные женщины (в ту пору мама выглядела как помесь Шер и Барбары Стил), белая, черная и мексиканка, живут в одной квартире с десятилетним сыном одной из них: мы были практически готовым ситкомом!
Мамино мнение о «Суперфлае»? Она сочла его немного дилетантским. Но сцену в ванной с Роном О’Нилом и Шилой Фрэзиер назвала одной из самых сексуальных, которые видела за свою жизнь.
Еще один фильм в жанре блэксплотейшн, о котором она мне рассказывала, назывался «Мелинда», и главную роль в нем играл Кэлвин Локхарт (его тоже активно продвигали в Soul Train). Сам я увидел этот фильм много лет спустя. Он неплох (такая чернокожая версия нуара «Лора», с большим количеством кунг‐фу в финале).
Маме он очень понравился. И я сказал, что тоже хочу его посмотреть. Но она не разрешила. Это происходило редко (помню только еще два запретных фильма: «Изгоняющий дьявола» и «Франкенштейн Энди Уорхола»).
Я спросил почему. И, хотя сам фильм «Мелинда» запоминается едва ли, я никогда не забуду ее ответ.
Она сказала:
«Ну, Квентин, это очень жестокий фильм. Само по себе меня это не очень смущает. Но ты не поймешь, о чем вообще история. А раз ты не поймешь контекста, в котором происходит насилие, ты будешь просто смотреть на насилие ради насилия. А вот этого мне не хочется»
Это дискуссия, в которой мне суждено участвовать до конца своих дней, но никогда в жизни я не слышал такой точной формулировки.
Впрочем, не могу сказать, что я проник во все тонкости запутанного сюжета «Французского связного»: я понял только то, что копы гоняются за бородатым французом. Но, вероятно, с маминой точки зрения этого было достаточно.
В то время мама встречалась с профессиональным футболистом по имени Реджи. И этот Реджи, чтобы набрать очков в их отношениях, вызвался провести вечер со мной.
Как всякий футболист, он спросил ее: «Как он к футболу?» Она ответила: «Нет, он любит кино».
И тут мне повезло, потому что мы с Реджи совпали. Оказалось, он видел все фильмы, вышедшие на тот момент в жанре блэксплотейшн. И вот однажды в субботу, после обеда, Реджи (которого я прежде ни разу не видел) заехал к нам, забрал меня, и мы отправились в кино.
Он отвез меня в незнакомую часть города. Раньше я ходил в кино в больших районах в Голливуде и Вествуде. Но это место было совсем другим.
Гигантские кинотеатры по обе стороны улицы на протяжении целых восьми кварталов (когда вырос, я понял, что Реджи отвез меня в театральный район в самом центре Лос‐Анджелеса, на Бродвейском бульваре, где, помимо прочих, находились «Орфей», «Стейт», «Лос‐Анджелес», «Театр на миллион долларов» и «Башня»).
Фото: Andreas Praefcke / Wikipedia
Мало того что кинотеатры были огромные, с огромными вывесками у входа; над вывесками еще и красовались здоровенные (мне казалось, метров десять высотой) нарисованные постеры к фильмам. И, за исключением классического азиатского боевика «Король‐боксер» и (как ни странно) «Моей прекрасной леди», все это был сплошной блэксплотейшн. Эти фильмы я не видел, хотя знал о них по отрывкам, показанным на ТВ (в особенности в Soul Train), по рекламе на радио 1580 KDay (радиостанция в Лос‐Анджелесе, где играл почти только соул) или по интригующим и кровожадным рекламным материалам на страницах Los Angeles Times.
Солнце уже садилось, и яркие цветные вывески стали загораться жужжащим неоном. Мой новый друг сказал, что я могу выбрать любой фильм (кроме «Моей прекрасной леди»). В тот субботний вечер на этой улице можно было увидеть «Наемного убийцу» с Берни Кейси (чернокожий ремейк британского фильма «Достать Картера») и будущую классику — «Сутенера» с Максом Джулиеном и Ричардом Прайором. «Может быть, “Сутенер”?» — спросил я.
«Этот я уже видел», — сообщил он. «Хороший?» — спросил я.
«Обалденный! — сказал он. — И, если правда хочешь, я не прочь сходить на него второй раз, но давай посмотрим, что есть еще». Также в программе были «Суперфлай», «Бузотер», «Легкий ветерок» (чернокожий ремейк «Асфальтовых джунглей») и «Вернись, Чарлстон Блю», сиквел фильма «Хлопок прибывает в Гарлем». Все это он видел.
Но была и новинка Бродвея, вышедшая в прокат только что, в среду: новый фильм звезды блэксплотейшна Джима Брауна «Черный Ганн». За неделю я видел по ТВ много роликов о нем, и выглядело все это восхитительно. До сих пор помню рекламу по радио: «Джим Браун грохнет мерзавца, который убил его братца».
Реджи пришел сюда именно за «Черным Ганном». Во‐первых, он был знатоком, а это был единственный фильм в программе, который он не видел. Во‐вторых, ежу было понятно, что он прется от Джима Брауна.
Я спросил, кто его любимые актеры. Он ответил: Джим Браун, Макс Джулиен, Ричард Раундтри, Чарльз Бронсон и Ли Ван Клиф.
Он спросил, кто мой любимый актер.
Я ответил: «Роберт Престон».
«Какой еще Роберт Престон?»
«"Музыкант"!» (в то время я был большим фанатом этого фильма).
Это был первый субботний вечер новейшего фильма с Джимом Брауном, поэтому огромный зал (там было, кажется, 1400 мест) не был набит битком, но народу было прилично и все гудели от нетерпения.
Моя мордаха была единственным белым лицом в помещении. Я впервые смотрел кино среди полностью (не считая меня) чернокожей публики, в чернокожем районе. Это был 1972 год
К 1976 году я уже сам буду ходить в преимущественно черный кинотеатр «Карсон Твин» в Карсоне (штат Калифорния), где освою всю классику блэксплотейшна и кунг‐фу‐боевиков, упущенную мною в первой половине десятилетия («Коффи», «Сутенер», «Фокси Браун», «Месть Джея Ди», «Училище Кули», «Зерно, Эрл и я», «Доктор Блэк, мистер Хайд», «Король‐боксер», «Хапкидо», «Кулак ярости»), а также другие шедевры блэксплотейшна, вышедшие за это время. Где‐то в начале 1980‐х я сам пристрастился к этой кинотеатральной улице на Бродвее. Правда, к тому времени там жило гораздо больше мексиканцев, чем черных, и на 35‐миллиметровых пленках, которые крутили в этих кинотеатрах, как правило, были испанские субтитры.
В конце 1970‐х я часто проводил выходные в доме Джеки (помните мамину подругу и соседку по квартире?) в Комптоне. К этому времени Джеки стала мне второй матерью, ее дочь Никки (на четыре года меня старше) — почти родной сестрой, а брат Джеки, Дон (мы звали его Большой Д), — почти что дядей.
Никки и ее подружки таскали меня с собой в кино в Комптоне: там я посмотрел «Красное дерево», «Давай сделаем это снова», «Внеси свою лепту» (A Piece of Action) и «Адиос, амиго» (но мы смотрели не только чернокожие фильмы, мы еще видели «Аэропорт 1975» и «Грязную игру»).
Когда мне было 14, Никки и ее подруга отвели меня в кинотеатр «Киска» на Голливудском бульваре на мой первый порнофильм
Это был классический двойной сеанс, который шел в этом кинотеатре восемь лет подряд: «Глубокая глотка» и «Дьявол в мисс Джонс». (Мы не поняли, почему вокруг «Глубокой глотки» было столько шума. Но «Дьявол в мисс Джонс» показался нам очень хорошим фильмом.)
Как меня туда пустили в 14 лет? Во‐первых, я был высокий. Меня выдавал только писклявый голос. Поэтому говорила за меня Никки. Во‐вторых, кинотеатр был открыт всю ночь. Мы приходили в два часа. Думаю, ни одной женщине, покупавшей билет в «Киску» в два часа ночи, не отказывали.
В 16 лет я уже сам работал контролером в «Киске» в Торренсе. Но вернемся к нам с Реджи и Джимом Брауном.
«Черный Ганн» шел в кинотеатре «Башня» сдвоенным сеансом с другим фильмом, неумелой социальной драмой о чернокожих под названием «Автобус подходит».
Мы вошли в кинозал минут за 45 до конца этого фильма. Как вы поняли, у меня был уже немалый опыт смотрения нелегких фильмов со взрослой публикой. Я видел, как самые разные взрослые реагируют на самые разные фильмы. Мне даже доводилось наблюдать, как публика высмеивает фильм, который ей активно не нравится (такое было с «Выпускницами» студии Crown International). Но я не видел ничего, что могло бы сравниться с реакцией этой публики на «Автобус подходит».
Люди были злые как *** твою мать.
И все оставшиеся 45 минут беспрерывно выкрикивали в экран непристойности.
Именно тогда я впервые в жизни услышал выражение «Отсоси!»: его прокричал кому‐то из персонажей мой сосед по ряду. Поскольку раньше я ни с чем подобным не сталкивался, то поначалу не знал, как реагировать. Но их выкрики звучали все злее и злее, с каждой минутой они все больше ненавидели этот фильм, а оскорбления в его адрес становились все смешнее. Наконец я начал хихикать. А вскоре уже смеялся безостановочно. Думаю, моя реакция и мой девятилетний писклявый смех рассмешили моего спутника‐футболиста так же, как меня рассмешила реакция зрителей.
«Все в порядке, Кью?» — спросил он.
«Они такие смешные!» — сказал я, имея в виду отнюдь не персонажей фильма. Он улыбнулся и похлопал меня по плечу своей большой ладонью: «Ты четкий пацан, Кью».
Тогда я осмелел до такой степени, что решил присоединиться. И тоже прокричал что‐то в экран. И тут же покосился на Реджи: как он это воспримет? Но Реджи и сам смеялся: он был рад, что я настолько расслабился.
И вскоре прокричал в экран свое новое любимое ругательство: «Отсоси!»
Тут уже Реджи и еще несколько взрослых, сидящих рядом, чуть не грохнулись на пол от смеха.
Вот это был вечер!
Но он только начинался.
Единственное, что я отчетливо помню из «Автобус подходит», — это финал, в котором двенадцатилетний чернокожий мальчик, весь фильм ждавший автобуса (кажется, это была такая метафора), начинает выкрикивать снова и снова фразу, вынесенную в название, — и наконец автобус действительно подходит. В этот момент кто‐то в зале заорал в ответ: «Садись на него и *** (матерный вариант слова «вали» — прим. «Ленты.ру»)!»
Когда в огромном зале зажгли свет, я плакал от смеха. Я уже догадался, что Реджи старается подружиться со мной, потому что подкатывает к маме. Поэтому спросил: можно ли мне купить в баре колу и конфет? Но вместо того чтобы пойти со мной к стойке, он просто вытащил кошелек, достал оттуда двадцатку и сказал: «Бери все что захочешь».
Спроси меня мама тогда, я бы сказал ей: выходи за этого чувака.
И я пошел через весь гигантский зал (размером почти с «Метрополитен‐оперу») к стойке бара. А потом поперся обратно, таща в руках всякой дряни на десять баксов. Едва я добрался до своего кресла, как свет снова погас. И в самом центре города субботним вечером включился проектор, и первые кадры нового фильма Джима Брауна «Черный Ганн» замерцали на экране перед восторженной публикой из 850 чернокожих зрителей, из которых 800 были мужского пола.
Я вам скажу: в тот вечер я стал другим человеком
В какой‐то степени всю свою дальнейшую жизнь, смотря кино или снимая, я пытаюсь воссоздать тот вечер в 1972 году, когда я смотрел новый фильм Джима Брауна в зале, полном чернокожих.
<...>
Увы, после этого вечера я ни разу не видел Реджи. До сих пор не знаю, куда он делся. Иногда я спрашивал маму: «А что с Реджи, где он?»
Она лишь пожимала плечами и говорила: «Где‐то».