На Disney+ состоялась премьера первых эпизодов сериала «Асока», нового проекта по «Звездным войнам». Шоураннером выступил Дэйв Филони, писавший сценарии для «Мандалорца», «Книги Бобы Фетта» и уймы анимационных проектов о вселенной Джорджа Лукаса, учеником которого его окрестили в западной прессе (с преступной халатностью, на наш взгляд, игнорируя подходящий для этого термин «падаван»). «Асока» вводит в киновселенную массу новых героинь, которых мы, вероятно, еще увидим и в полнометражных лентах франшизы. Однако помпезная премьера, судя по ранним сериям, оказалась полным провалом. «Лента.ру» объясняет, почему сериал Филони не оправдывает надежд.
Империя пала, но враги Новой Республики все еще рыскают по уголкам далекой-далекой Галактики, пытаясь собрать силы и нанести ответный удар. Поиском уцелевших имперцев занимается джедай Асока Тано (Розарио Доусон), эдакая галактическая версия агента «Моссада». Ее нынешняя цель — гранд-адмирал Траун (Ларс Миккельсен), скрывающийся далеко за пределами границ Республики. Задача осложняется тем, что Трауна ищут и другие силы — ставшие наемниками экс-джедаи Бэйлан Сколл и Шин Хати (Рэй Стивенсон и Иванна Сахно), направляемые таинственной ведьмой Морган Элсбет (Диана Ли Иносанто).
Кадр: сериал «Асока»
Но и Асока — не одинокий воин а-ля Мандалорец. В миссии ей помогают генерал Новой Республики Гера Синдулла (Мэри Элизабет Уинстэд) и прославленная предводительница повстанцев Сабин Рен (Наташа Лю Бордиццо). Вместе они отправляются в еще более далекую Галактику, в которой прячется Траун и, возможно, томится пропавший без вести джедай Эзра Бриджер (Эман Эсфанди).
Сериал с первых же эпизодов вываливает на зрителей целый ворох новых героев
Это, с одной стороны, выглядит необходимым глотком свежего воздуха. Сколько уже можно развивать истории и предыстории культовых персонажей оригинальной трилогии? С другой — и Асока, и Гера, и даже Рен с Бриджером представлены в шоу так, будто зрителям их заслуги и роли уже должны быть давно известны. Однако даже плотно знакомые с полнометражными фильмами по «Звездным войнам» фанаты ни о заглавной героине, ни тем более о ее свите, скорее всего, ничего не слышали.
Кадр: сериал «Асока»
Протагонистку в исполнении Доусон еще можно было бы вспомнить по эпизодической роли во втором сезоне «Мандалорца» и появлению в «Книге Бобы Фетта», однако остальные персонажи происходят из произведения совсем уж локального — анимационного шоу «Звездные войны: Повстанцы» (в свою очередь берущего корни из еще более раннего мультсериала «Звездные войны: Войны клонов»). За перенос мультипликационных героев на киноэкран взялся протеже Джорджа Лукаса Дэйв Филони, работающий с маниакальностью прожженого фаната-гика. Шоураннер почти сразу же окунается в интенсивнейшее миротворение, в мельчайших подробностях изображая возвращающуюся к нормальной жизни послевоенную Галактику.
Мир «Асоки» действительно вышел интригующим
Полностью женский каст протагонистов рисует картину для «Звездных войн» как минимум необычную. Ведьминская тема, до сих пор присутствовавшая где-то в глубоко зарытом лоре комиксов и мультфильмов, придает научно-фантастическому сериалу совсем новую атмосферу. Ну а путешествие героев в еще более далекую Галактику и вовсе обещает приключение если не экстраординарное, то по крайней мере зрелищное. Во всяком случае, спецэффекты в «Асоке» пока выглядят на должном уровне.
Главная проблема шоу, впрочем, лежит в его заглавной героине
Еще по мультсериалам за Асокой Тано закрепилась слава одного из сильнейших женских персонажей франшизы (после, конечно, принцессы Леи в исполнении Кэрри Фишер). Доусон здесь отыгрывает одновременно опасную воительницу и мудрую наставницу, которой все по плечу. Ну а в компании с верной зеленокожей пилотом-генеральшей Герой и гениальным падаваном-бунтаркой Рен протагонистка выглядит и вовсе непобедимой. Кажется, что с какими бы вызовами она ни столкнулась, непременно с ними разберется.
Кадр: сериал «Асока»
Если бы Асока была кандидатом в Совет Республики, то именно такое предвыборное шоу она бы про себя и сняла. Некоторые сцены здесь и вовсе выглядят, как христианские притчи. «Что заставляет их верить в Империю?» — спрашивает у Асоки Гера, глядя, как только что раскрытых ими агентов Нового порядка уводят в наручниках. «Это не вера. Это жадность», — скрестив руки на груди, мудро отвечает джедайка, которой разве что засветившегося над головой нимба в этой сцене не хватает.
Дело в том, что Disney здесь именно что продвигает политику — после трагичного ухода Кэрри Фишер и скандального увольнения Джины Карано во всей франшизе почти и не найти сильных запоминающихся героинь для первого плана. Асоку и ее окружение возводят на столь высокий пьедестал именно из-за наконец замеченного вакуума. Благая, в общем-то, цель.
Однако следить за судьбой таких исключительно положительных персонажей без страха, упрека и изъяна не сильно интереснее, чем смотреть предвыборные ролики реальных политиков
Здесь сериал зеркалит вышедший в 2022 году спин-офф «Оби-Ван Кеноби», в котором мудрый и удалый джедай в исполнении Юэна Макгрегора тоже пустился в опасное приключение, победил всех врагов и вернулся целым и невредимым на свой пост на Татуине. В том случае вниманием фанатов можно было манипулировать хотя бы при помощи пресловутой ностальгии и демонстрации культовых персонажей вроде Дарта Вейдера. «Асока» же этого костыля лишена, но взамен ему будто бы ничего ощутимого и не предлагает.
Кадр: сериал «Асока»
При этом дополняющий мультсериалы проект, вероятно, крайне органично смотрелся бы вместе с «Оби-Ваном Кеноби» и «Книгой Бобы Фетта», которые даже после сверхуспешных первых сезонов «Мандалорца» выглядели вполне сносно. Все они следовали одним и тем же трендам — исследовали новые сюжеты и миры на периферии далекой Галактики, которые сдабривали удобоваримой (впрочем, вспоминая уже вторую часть «Мандалорца», не без перегибов) порцией камео, флешбэков, пасхалок и мемов.
Только на экраны «Асока» выходит после «Андора» — еще одного спин-оффа о судьбе второстепенного персонажа вселенной Лукаса, который установил для всей франшизы совершенно новую планку
Сериал Тони Гилроя, в отличие от «Асоки», занимался тщательным становлением заглавного героя. Кассиан Андор на протяжении дюжины серий превращался из мелкого жулика, Империю разве что презирающего, в доблестного повстанца, готового голову положить в борьбе с противником. Это по-настоящему глубокий психологический триллер о радикализации, который изощренно выискивал в богатом мире «Звездных войн», где добро и зло всегда оставались понятиями однозначными, серые зоны. В них философия что джедаев, что ситхов оказывалась просто детским лепетом. «Андор» интриговал с первых же кадров, показывая неожиданно реалистичную сторону Галактики, которая до этого не мелькала ни в сериалах, ни тем более в фильмах франшизы.
Филони же попросту слишком влюблен в первоисточник. Морализаторство главной героини происходит из избитой канонической темы о борьбе света и тьмы, на которой «Звездные войны» из года в год двигают сюжет полнометражных лент. И дело даже не в том, что зритель стал циничнее или жаждет более реалистичного продукта. Просто одна и та же мелодия из старой шарманки в какой-то момент перестает радовать. «Асока» представляет зрителям отреставрированный, инкрустированный драгоценностями духовой инструмент, глядеть на который — одно удовольствие. Но когда она начинает издавать старый дребезжащий мотив, восторг сменяется головной болью.
Сериал «Асока» (Ahsoka) выходит на Disney+