В прокате — «Джон Уик 4». Как история мести суперкиллера Киану Ривза стала главным боевиком современности?

Кадр: фильм «Джон Уик 4»

В российский прокат вышел «Джон Уик 4» — последняя часть тетралогии о приключениях славянского киллера с лицом Киану Ривза и прозвищем Баба-яга. «Лента.ру» рассказывает о том, как «Джон Уик» превратился в главную экшен-франшизу современности и какой получилась его прощальная гастроль.

Преданный всеми киллер Джон Уик по прозвищу Баба-яга (Киану Ривз) зализывает раны в нью-йоркском подземелье у загадочного Короля голубей (Лоуренс Фишберн). Тем временем награда за голову Уика возрастает до все более и более баснословных цифр, а к хозяину отеля «Континенталь» Уинстону (Иэн Макшейн) приходят гости из правления киллерских кланов. Оказывается, что некий маркиз Венсан де Грамон (Билл Скарсгард) пообещал найти на Уика управу. Быстро становится ясно, что простым убийством аристократа Джону от преследования не избавиться. Но в правилах кланов обнаруживается лазейка: маркиза можно вызвать на дуэль, отказ от которой будет несмываемым позором. Правда, для этого Уику надо примкнуть к одной из преступных семей — например, к славянскому объединению Ruska Roma. Прежде чем добраться до окопавшегося в Париже де Грамона, Баба-яга будет вынужден проделать долгий путь с остановками в Марокко, Осаке, Берлине и, разумеется, Нью-Йорке.

В разговоре о франшизе «Джон Уик» никак нельзя обойтись без ироничного замечания о том, что причиной гор трупов здесь является очаровательная собачка — упомянем же ее в начале нашего рассказа. Первый фильм о приключениях отставного киллера по прозвищу Баба-яга вышел в 2014 году. Тогда никто и представить не мог, что Киану Ривз и его ставший режиссером дублер-каскадер Чад Стахелски запустили главную экшен-франшизу современности. О причинах этого феномена можно при желании написать диссертацию. Воедино сошлись и тщательно продуманный образ подпольного Нью-Йорка, и мастерская постановка боев, и, конечно, удивительная, неподдельная эмпатичность Ривза — качество, которое не в силах отрицать даже те, кто отказывает Киану в масштабном актерском даровании. Не последнюю роль сыграло и формальное сходство с готической экшен-классикой 1990-х от «Ворона» до «Матрицы». Стахелски, кстати, работал не только на франшизе Вачовски, но и в свое время заканчивал работу за погибшего во время съемок «Ворона» Брэндона Ли.

Все это, впрочем, рассуждения задним числом, попытки постфактум вывести формулу успеха — любопытные, но почти бессмысленные. Факт же в том, что каждый следующий из фильмов о Джоне Уике превосходил по сборам предыдущие. География действия расширялась (сначала Рим, потом Марокко) и к четвертому фильму разрослась практически до масштабов бондианы.

Важно, что «Джон Уик» пришелся ко двору не только зрителям, но и критикам

Вероятно, дело здесь в том, что даже профессионалы смертельно устали от рисованных блокбастеров, так что предложение Стахелски и Ривза с честными олдскульными трюковыми драками пришлось как нельзя кстати. После третьего фильма авторы собирались снимать сразу четвертый и пятый, однако в дело вмешалась пандемия, а потом и участие Ривза в новой «Матрице». В итоге сценарий был переписан, а события в сюжете уплотнились. Два фильма превратились в один — зато почти трехчасовой. Перед съемками 56-летний на тот момент Киану (сейчас актеру уже 58) говорил, что готов играть Уика, пока франшиза успешна, а его держат ноги. Когда же работа над фильмом, наконец, началась, они со Стахелски пришли к выводу, что герою пора уйти в отпуск, а там — посмотрим.

Таким образом, «Джон Уик 4» — это долгожданная развязка тетралогии. Из-за необходимости оставлять финал открытым предыдущие два фильма несколько буксовали по части драматургии. Здесь же игра наконец пошла по-крупному. Создателям больше не надо беречь ключевых героев, включая главного, который ближе к концу фильма болезненно скатывается по всем пролетам легендарной лестницы на Монмартре. В интервью перед премьерой Чад Стахелски, не стесняясь в выражениях, говорил, что такому герою, как Джон Уик, никак не положен счастливый финал. Человек, который посвятил свою жизнь убийствам (и только на экране прикончил сотни людей), не может уехать в закат или обрести новую любовь. Единственный хэппи-энд в его случае — это обретение покоя или смерть в бою.

Трагическая самурайская природа героя — еще один надежный крючок, который заставляет зрителя следить за его приключениями

Она же уравновешивает почти гротескное количество боев и шутки для посвященных, которые позволяют себе авторы. Вернее сказать, позволяли: если в третьей части были отсылки не только к «Матрице», но и к «Терминатору», то «Джон Уик 4» обходится без явных постмодернистских гэгов. За исключением отличных дуэтных сцен Ривза и Фишберна — своеобразной компенсации за то, что Лоуренса не позвали в последнюю серию приключений Нео.

«Джон Уик 4», впрочем, ближе к бондиане, чем к «Матрице». Еще и потому, что, как и бытописатели агента с двумя нулями, авторы «Джона Уика» с удовольствием пользуются возможностью сделать героя более хрупким

К счастью, Стахелски и Ривз, в отличие от условного Сэма Мендеса, не опускаются до пошлой мелодрамы про сиротку с холодным взглядом и стволом наперевес. Уик до конца остается героем боевика — неслучайно его многократно озвученная здесь цель — буквально «убить их всех». Сочетание перестрелок с рукопашными и ножевыми схватками доведено до какого-то симфонического уровня. Для каждой локации придуманы собственные стратегия и тактика боя, свой инструментарий. Особенности каждого из мест сражений (а среди них японская гостиница, ночной клуб в Берлине и парижские мостовые) использованы по максимуму. В какой-то момент камера, будто бы не выдержав происходящего, взмывает и повисает на потолке. Сверхнатуралистичные бои на глазах превращаются в изометрическую стрелялку, но и в этом есть особый смысл. «Джон Уик 4» — действительно апофеоз войны кланов, и символично, что, дойдя до возможного предела, побоище схлопывается до романтической рассветной дуэли.

Самое удивительное, что чрезмерность абсолютно всего в этом фильме не ложится на восприятие тяжким грузом. Это долгое и пышное прощание с любимым героем, но никак не попытка выжать из зрителя лишние слезы. «Джон Уик» не повторяет ошибок «Трансформеров», которые после первого фильма мутировали в порно про разноцветных роботов. Напротив, в возвращение Уика хочется верить, как, ну да, в возвращение Джеймса Бонда.

Тем приятнее, что Джон, в отличие от Джеймса, вряд ли в ближайшем будущем сумеет сменить физиономию Киану Ривза на какую-нибудь другую. Ну а пока киллер Баба-яга отдыхает, студия Lionsgate готовит расширения для киновселенной. Первым станет «Балерина» с Аной де Армас в роли русской мстительницы. В картине уже обещаны камео Джона и Уинстона. Прирастет «Джон Уик» и сериалом — про жизнь отеля «Континенталь» в 1970-х и молодость Уинстона. Здесь обойдутся без Ривза, зато одну из ролей сыграет сам Мел Гибсон.

Фильм «Джон Уик 4» (John Wick: Chapter 4)

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше