На долю знаменитой усадьбы в парке «Покровское-Стрешнево» за несколько веков выпало немало потрясений — менялись владельцы, ее перестраивали в угоду архитектурной моде, а несколько раз она чуть не сгорела. Здание позабыло о приличных гостях и давно стоит разбитым и заброшенным. Но в этом году его начнут приводить в порядок. Специалисты Департамента капитального ремонта Москвы проведут масштабную реставрацию в соответствии с архивными материалами. Профессиональные историки и архитекторы рассказали, в чем ценность усадьбы «Покровское-Стрешнево» и почему ее важно вернуть ее к жизни.
«Незаурядный памятник»
Усадьба в природном-историческом парке «Покровское-Стрешнево» разрушается уже много лет: часть окон разбита, зимой в холле на первом этаже стоит вода, на втором этаже нет полов и дверей, мраморная облицовка каминов разбита. Фасады, стены, балконы, лестницы и потолки требуют ремонта. Сегодня в этом сооружении едва угадывается объект культурного наследия федерального значения.
«Реставрация необходима, потому что усадьба десятилетиями стояла заброшенной, ее конструктивное состояние деградировало. Особенно учитывая, что ядро здания — это деревянный дом периода классицизма, — говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Ирина Трубецкая. Больше пяти лет она изучала историю и архитектуру усадьбы «Покровское-Стрешнево». — У строения краснокирпичные крылья и центральная часть белого цвета. Это четко отражает разные периоды строительства. На рубеже XVIII-XIX веков это была тонкая архитектура периода классицизма. В конце XIX века последние владельцы вплотную к дому пристроили крылья из красного кирпича, совершенно в духе своего времени. Но в основе остался деревянный дом. В 1990-х был пожар. В одном из центральных залов были видны обгоревшие бревна в штукатурке».
«Было бы замечательно, если бы все федеральные памятники реставрировались за счет федерального или регионального бюджетов, — отмечает директор Ассоциации владельцев исторических усадеб Виссарион Алявдин. — На такой огромный, сложный, запущенный памятник очень трудно найти пользователя, потому что первым требованием будет привести его в порядок, а это огромные траты. Поэтому можно только порадоваться такому решению правительства Москвы».
И с точки зрения архитектуры, и с точки зрения истории здание усадьбы очень ценно, потому что в нем сохранились слои разных эпох, считают эксперты.
«Например, пристройки в духе псевдорусского стиля — весьма оригинальная архитектура, которая наложена «поверх» строений классицизма, — говорит заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Евгений Соседов. — Это очень незаурядный памятник».
Чтобы привести усадьбу в порядок, специалисты укрепят стены и своды, отреставрируют фасад, потолки, парадную лестницу и фигуры атлантов, воссоздадут утраченные балюстрады и лепной декор. Изразцовым печам и мраморным каминам вернут исторический вид, а полы вестибюля выложат метлахской плиткой.
«Основное здание главного дома — это XVIII век, период расцвета усадебного строительства в России, — продолжает Виссарион Алявдин. — К сожалению, деревянные дома — а в середине XVIII века таковыми были очень многие усадьбы — сейчас редкость. Их очень тщательно штукатурили, поэтому они производили впечатление каменных зданий. Например, усадьбу Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной большая часть людей, не знающих историю этого дома, воспринимает как каменный».
«Образ романтической усадьбы»
По словам Ирины Трубецкой, главная ценность усадьбы в том, что она показывает развитие архитектуры в России в исторической динамике.
«Здание ругали искусствоведы в конце XIX и в первой половине XX веков, — рассказывает эксперт. — Говорили: «какой кошмар, что княгиня Шаховская (она была последней хозяйкой усадьбы. — Прим. «Ленты.ру») взяла прекрасный дом и сделала из него какой-то ужас». Можно почитать путеводители начала XX века и возмущения искусствоведов. Для нас же это возможность приводить экскурсии студентов из МАРХИ, архитекторов, искусствоведов, показывать развитие архитектуры. И другой такой усадьбы у нас нет». Как бы современники ни относились к тому, как Шаховская распорядилась усадьбой, княгиня сыграла большую роль в сохранении большого парка и окружающей природы.
«Там такие насаждения еловых, пихтовых, сосновых растений в парке — у меня возникает ассоциация с русским средневековьем, — признается Трубецкая. — Такой образ усадьбы хорошо передает забытый ныне фильм «Медвежья свадьба», неслучайно его снимали именно здесь. Это вам не Останкино с его светлыми перспективами. Стрешнево — это образ романтической усадьбы».
«Покровское-Стрешнево» действительно сыграло свою роль в развитии отечественного кинематографа: в 1925 году усадьба стала декорациями для первого советского фильма ужасов «Медвежья свадьба».
«Его сняли по пьесе наркома просвещения Анатолия Луначарского, — рассказывает историк Дмитрий Лесных. — Фильм показывали в СССР и в 25 странах мира (это одна их самых успешных в прокате лент своего времени. — Прим. «Ленты.ру»). Действие картины разворачивалось в Литве, которая в то время была независимым государством. Поэтому усадьба, выдержанная в мрачном и эклектичном стиле, идеально подходила для графской вотчины Шемета — оборотня-медведя».
Внутри и снаружи
Историки и архитекторы сходятся во мнении, что логичным продолжением реставрации усадьбы должны стать работы в прилегающем парке.
«Нам нужно рассматривать дворец не отдельно, а говорить о ценности всего комплекса — обширного усадебного парка и еще целого ряда построек, которые в нем находились», — говорит Евгений Соседов.
Работами внутри здания реставрация не ограничится: специалисты планируют также восстановить регулярный сад с четкой геометрической планировкой, здание старинной оранжереи и историческую аллею, которая раньше вела к пруду.
«Очень хорошая идея, ведь парк — особо охраняемая природная зона, и дом задумывался таким культурным центром: там могут проходить кружки и мастер-классы, — говорит Ирина Трубецкая. — Тогда и оранжерею можно вернуть в первоначальный вид, чтобы показывать людям, как велось оранжерейное хозяйство».
«Это живая и наполненная историей усадьба, — резюмирует Виссарион Алявдин. — И замечательно, что она будет восстановлена. Там может быть очень интересное пространство, рассказывающее о нескольких веках российской культуры и истории».