С 11 февраля на Netflix выходит «Изобретая Анну» — основанный на реальных событиях сериал о русской аферистке, обманувшей уйму богатых американцев под личиной «немецкой наследницы» Анны Делви. «Лента.ру» объясняет, как этот амбициозный проект оказался заложником собственной истории и почему он все равно станет очередным хитом стримингового сервиса.
Вивиан (Анна Кламски), журналистка престижного журнала New York, переживает не лучшие времена — ее карьера пошатнулась после статьи, оказавшейся фейком, и теперь ей приходится отписывать неинтересные заметки про движение #MeToo среди сотрудниц банков с Уолл-стрит. Впрочем, журналистское чутье она не растеряла — наткнувшись на заметку в New York Post о молодой девушке, заигравшейся в светскую львицу и обвиненной в мошенничестве с отелями, Вивиан становится одержима этой историей, в которой видит потенциальную первую полосу. Поэтому она наперекор главному редактору берется за ее расследование, которое приводит журналистку в тюрьму на острове Райкерс, где обвиняемая (Джулия Гарнер) томится в ожидании суда.
Кадр: сериал «Изобретая Анну»
О деле Анны Вадимовны Сорокиной не так давно гудела вся американская пресса — подумать только, молодая дочь дальнобойщика из России, эмигрировавшего с семьей в Германию в 2007-м, не просто жила за счет фальшивых чеков, но влилась в светскую тусовку Нью-Йорка, на ее вечеринках присутствовали звезда «Один дома» Маколей Калкин, печально известный бизнесмен Мартин Шкрели, а также топ-менеджеры компаний-техногигантов и много кто еще. Сама Анна была частой гостьей на элитных конференциях и модных показах, выходила в свет исключительно в коллекциях haute couture и постоянно сорила чаевыми. Она сумела не только убедить окружающих в том, что является дочерью богатого немецкого бизнесмена, но даже заставила матерых юристов, консультантов по недвижимости и знаменитых архитекторов работать над ее амбициозным проектом — созданием «Фонда Анны Делви», элитного клуба, штаб которого должен был расположиться в историческом здании на центральной улице Манхэттена.
Статья про Анну в New York, включавшая в себя как летопись ее преступлений, так и прямые свидетельства от ее знакомых и даже ее самой, стала одним из самых читаемых материалов журнала за 2018-й; после ее выхода стриминговый сервис Netflix в срочном порядке приобрел права на экранизацию истории, а шоураннеркой проекта выступила Шонда Раймс, продюсер недавнего хита «Бриджертоны» и не менее известного сериала «Как избежать наказания за убийство», а также автор «Анатомии страсти». К созданию сериала Netflix подошел так же щедро, как Анна Сорокина обращалась с чаевыми — «Изобретая Анну» охватывает многочисленные истории героев статьи, действие разворачивается в нескольких странах, а сам проект состоит из девяти серий хронометражем от 58 минут до монструозных полутора часов. Сама Сорокина была нанята студией в качестве независимого консультанта, Раймс и Гарнер лично навещали ее в тюрьме, готовясь к съемкам. Правда, сериал ей в ближайшее время посмотреть не светит — после выхода на свободу в феврале 2021 года она вскоре вновь угодила за решетку, на этот раз за нарушение визовых условий пребывания в Соединенных Штатах. В настоящее время она находится в тюрьме округа Ориндж, штат Нью-Йорк, и пытается оспорить депортацию в Германию.
Фото: Bebeto Matthews / AP
Амбициозность сериала Шонды Раймс проявляется не только в дороговизне, хронометраже и местах съемок — это мультижанровый проект, в котором нашлось место и детективу-расследованию (сюжет вращается преимущественно вокруг Вивиан), и мелодраме (история отношений Анны с обаятельным стартапером в исполнении Саамера Усмани), и процессуальной драме (здесь главная роль отдается Ариану Моайеду, играющему адвоката главной героини Тодда Сподека), и даже триллеру (его действие разворачивается в отеле в Марокко, эпизод снят по мотивам статьи об этой поездке в Vanity Fair, написанной бывшей подругой Делви). «Изобретая Анну» сразу же предупреждает зрителей, что на документальность не претендует — каждая серия сопровождается пометкой о том, что эта история «правдива, кроме тех частей, что выдуманы». Впрочем, фантазии Раймс здесь проявляются весьма явно — как минимум в пафосных, практически театральных монологах персонажей, которые призваны сделать это шоу чем-то большим, нежели громкой, но вполне заурядной историей о мошенничестве.
Проблема в том, что как раз-таки в жизнеописании Сорокиной, то есть в создании полноценного портрета заглавной героини «Изобретая Анну» с треском проваливается
Сериал отчаянно пытается нащупать какой-то смысл в произошедшем, пускаясь то в рассуждения о слепой и самодовольной нью-йоркской элите или о мизогинии в отношении женщин, пытающихся запустить собственный бизнес в современных Соединенных Штатах, то рисуя Анну Делви криминальным гением, то превращая Сорокину в потерянного и брошенного на произвол судьбы ребенка, но при всем этом так и не дает своей героине ни оценки, ни понятных мотивов. Сериальная Анна Делви, даже если опустить ее диковатый акцент, в котором окружающие персонажи откуда-то слышат русские корни, предстает скорее карикатурой на живого человека.
Кадр: сериал «Изобретая Анну»
«Возможно, все упустили реальную историю. Что-нибудь о классах, социальной мобильности, личности при капитализме? Не знаю», — ломает голову Вивиан после долгожданной публикации своей статьи. «Сотни часов, месяцы расследования, и ты по-прежнему ничего обо мне не знаешь», — попрекает журналистку прочитавшая материал Делви. Впрочем, даже следующий за этой саморефлексией эпизод с погружением в детство Анны в Германии на вопросы журналистки едва ли отвечает. Вероятно, из-за нежелания (или, скорее, неспособности) разобраться в демонах Сорокиной, Раймс львиную долю экранного времени уделяет Вивиан — ее прообразом выступает реальная журналистка Джессика Пресслер, однако в изображении этого персонажа шоураннерка позволила множество собственных фантазий и допущений. Вивиан при этом получилась весьма плоской и штампованной — эта позабывшая про семью (и собственную беременность) правдорубка, желающая докопаться до истины во что бы то ни стало, могла бы заменить и Джейка Джилленхола в «Зодиаке», и кого-нибудь из специальных корреспондентов из «В центре внимания».
При всех своих недостатках «Изобретая Анну» имеет все шансы на то, чтобы стать новым хитом Netflix — это перенасыщенное сценами роскошной жизни и драматичными монологами шоу представляет собой аттракцион не менее увлекательный, чем статья о Сорокиной в журнале New York. Возможно, если бы Шонда Раймс отказалась от попыток придать своему проекту какое-то высокое символическое значение (учитывая, что по его завершении ни к каким особо интересным выводам она так и не приходит), то «Изобретая Анну» не начинал бы в определенный момент жутко раздражать; в конце концов, и в самой истории Анны Сорокиной ничего, кроме таблоидной сенсационности, на самом деле не кроется.
Премьера всех эпизодов сериала Шонды Раймс «Изобретая Анну» (Inventing Anna) состоится 11 февраля на Netflix