Во время очередного раунда борьбы за здоровый интернет Роскомнадзор заблокировал крупнейший международный портал с текстами песен Genius.com — с 26 июля он перестал открываться у некоторых пользователей на территории России. Официальной причиной блокировки стала «пропаганда экстремизма, криминального образа жизни, пронаркотического и суицидального контента» в композициях российских исполнителей. «Лента.ру» изучила выложенные на портале тексты и выяснила, чье именно творчество не понравилось чиновникам.
Что такое Genius?
Genius.com был основан в 2009 году американцами Томом Леманом, Иланом Зэхори и Махбодом Магедомом. Сайт предоставляет не только тексты композиций, но и их интерпретации, порой от самих авторов, среди которых такие суперзвезды, как Билли Айлиш, Nas, Ариана Гранде, DJ Khaled, Эминем и многие другие. Проект изначально фокусировался только на американском хип-хопе, но с ростом известности переключился на другие жанры (на ресурсе можно даже найти обращение Барака Обамы, тексты Библии и «Евгения Онегина» Александра Пушкина) и быстро распространился на другие страны. Особенно популярным сайт стал в России — настолько, что отечественные треки из-за наплыва пользователей регулярно, чуть ли не каждую неделю попадают в мировой топ, о чем модераторы российского сегмента Genius рассказывали в интервью «ИМИ».
К примеру, в комментариях под релизами российских рэперов с быстрой или невнятной читкой, а также с туманными метафорами нередко можно встретить комментарий вроде «Ничего не понятно, подожду текста на Genius»
Наполнением сайта могут заниматься любые зарегистрированные пользователи Genius (их число в 2020-м уже перевалило за два миллиона, а аудитория проекта тогда составляла сотню миллионов посетителей в месяц). Утверждают тексты и аннотации редакторы, также в сообществе работают медиаторы, отвечающие за форум и конфликты между редакторами, и модераторы, которые занимаются верификацией артистов. В русскоязычном отделе Genius трудятся 20 редакторов, медиатор и два модератора — все они занимаются ресурсом бесплатно.
Фото: @psyshit_com
О закрытии сайта Роскомнадзором стало известно 26 июля — как сообщили в ведомстве «Интерфаксу», причиной блокировки стал отказ администраторов чистить контент, запрещенный в России. Удалить чиновники требовали «материалы, содержащие пропаганду экстремизма, криминального образа жизни, пронаркотического и суицидального контента», ссылаясь при этом на судебные решения, требования Роспотребнадзора и МВД, в рамках которых в Единый реестр запрещенной информации внесено 30 страниц с Genius.
В случае удаления запрещенной информации Роскомнадзор готов в короткие сроки снять ограничения доступа к интернет-сервису
На момент написания материала в сервисе проверки ограничений доступа к сайтам указаны 24 пункта, связанных с Genius. Сообщество российских пользователей Genius опубликовало в соцсетях свой список из 25 запрещенных текстов песен, отметив, что в будущем он может пополняться. Портал «Роскомсовобода», ведущий свой реестр блокировок, указывает перечень запрещенных страниц — из него становится ясно, о каких конкретно композициях идет речь, а также когда и кем они были запрещены. Однако причины запретов многих из них все равно остаются крайне неочевидными.
Призывы к насилию
Наиболее «популярным» в списке оказалось творчество омского хип-хоп-коллектива 25/17, созданного музыкантами Андреем Позднуховым по прозвищу Бледный и Антоном Завьяловым, выступающим под псевдонимом Ант. В перечне указаны сразу три песни группы — «Просыпайтесь», «Линия фронта» и «Дым», записанный при участии группы «Грот». Композиции были признаны судами экстремистскими в 2015-2016 годах, и если в случае «Просыпайтесь» пермские СМИ сообщали, что причиной запрета композиции стало наличие в ней «уничижительной лексики в отношении лиц кавказской национальности» (в Перми о треке вспомнили в 2017-м после того, как 18-летнего студента, организовавшего в городе антикоррупционный митинг, приговорили к штрафу за репост композиции во «ВКонтакте»), то причины запрета двух других песен остаются неясными. В «Дыме» артисты призывают слушателей держаться вместе и помогать друг другу «в сопротивлении», также в песне упоминаются «нефть имущие», а в «Линии фронта» поется, как объясняли авторы, «о плане Даллеса, которого нет, но он работает». В треке, в частности, осуждается пропаганда и говорится, что Россию завоевывают изнутри.
Еще один не до конца ясный запрет касается песни «Нож» группы Amatory и рэпера Ram (также известен как Грязный Рамирес). Композицию внесли в реестр летом 2020-го решением одного из судов Республики Марий Эл, и в ней жизнь называется постоянной войной — а также слушателю сообщается, что в борьбе с лирическими героями он проиграет. При этом очевидных призывов к насилию в адрес определенных групп лиц мы в композиции не услышали. Настолько же туманным является запрет трека «Ботинки» нижегородской панк-группы F.P.G. — в ней герой утверждает, что его ничто не остановит на его пути (впрочем, кто именно переходит ему дорогу, не уточняется). Композиция была внесена в реестр одним из судов Екатеринбурга в 2016 году.
Встречаются в перечне и более очевидные запреты — трек блогеров Инстасамки и CMH «АУЕ» (в августе 2020 года Верховный суд России постановил признать международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» экстремистской организацией, видимо, поэтому в том же году песню запретил суд в Ульяновской области) и песня «Убей мента» группы «Психея» (запрещена еще в 2010-м за разжигание ненависти в отношении полицейских). С разжиганием национальной розни, по-видимому, связали и трек «Сирия-Дамаск» рэпера Talibal, который исполняется от лица воинственного араба, а также композицию «Не Франция» чебоксарской рэп-группы «Проект Увечье», где артисты возмущаются засильем мигрантов.
Наркотики
Запрещенные вещества — излюбленная тема для бодания рэперов и властей; не так давно даже рэпер Моргенштерн был оштрафован на 100 тысяч рублей за пропаганду наркотиков в своих песнях. Тем удивительнее, что в перечне запрещенных треков из всего невероятно богатого творчества российских исполнителей упомянуты лишь четыре композиции. И нет, моргенштерновских среди них не обнаружено — больше всего Роскомнадзору не понравился петербургский музыкант GSPD, поскольку в списке оказались сразу две его песни «Героиновый шик» (заблокирован МВД в 2019-м) и «Амфетамин» (заблокирован в 2021-м). Сам артист в своем паблике во «ВКонтакте» напомнил, что «Героиновый шик» «повествует о токсичных отношениях между парнем и девушкой, в которых девушка имеет пристрастие к веществам и алкоголю, из-за чего в итоге пара и рассталась».
По-моему, отличная мораль, ведь зависимость убьет и тебя, и твои отношения, но РКН считает, что нужно топить до конца. Полюбил херовую бабу — будь с ней навсегда. Других причин для запрета песни, честно, не вижу
Также в реестре указаны тексты песен Mephedrone саундклауд-музыканта Alfa pwp и «Героин» группы MellowBite. Если в первом треке артист хвастается тем, как дает синтетический наркотик несовершеннолетней ради секса, то второй трек скорее оказывается предостережением — в нем рэперы читают от лица наркопотребителей и дилеров, рассказывая об опасностях опиоида.
Пропаганда суицида
Больше всего (сразу 12 штук) в списке оказалось композиций, затрагивающих тему самоубийства. В России с 2017 года уголовным правонарушением считается предоставление информации о способах совершения суицида, а также за организацию деятельности, к нему призывающей. Наиболее откровенно о самоубийстве и его методах из всего списка зачитали рэперы Face в «Суициде», ЛСП — в «Номерах» и Azazin Kreet — в «Я хочу» (это, отметим, вовсе не повод воспринимать любую строчку о смерти призывом к действию, как посчитали запретившие треки суды и ведомства). Однако в ряде упомянутых в реестре песен «призыв» к суициду (или заявление о готовности умереть) упоминается без указания способа его осуществления: «**** себя» украинского рэпера Вышел покурить, кавер на этот трек от исполнителя Gefzo (последний, кстати, из Genius на момент написания материала уже пропал), «Умер и мир ему» рэпера Галата, Crackhouse от хип-хоп-исполнителей Pharaoh и i61.
Фото: @coldsiemens
В некоторых треках тяжело увидеть как способы, так и призывы к самоубийству — к примеру, в песне «Панелька» рэпера Хаски. Согласно реестру «Роскомсвободы», композиция была запрещена Роспотребнадзором в 2018 году; однако мы при прочтении текста песни и ее прослушивании (и то, и другое можно запросто сделать при помощи поисковых запросов) ничего крамольного в ней не заметили. В материале TJournal, разбирающем причины запретов всех композиций, указано, что в «Панельке» нашли описание способа совершения самоубийства в ванной.
Не менее абсурдным выглядит запрет шутливой песни Suicidal исполнительницы Нексюши — в ней лирический герой, преисполненный драматизма, пытается совершить самоубийство под песни группы Nirvana при помощи слабительного — со всеми вытекающими. Трек Amaterasu крайне малоизвестного саундклауд-рэпера Exstn.boy (его прослушивания на Soundcloud не превышают и пары десятков, а в группе «ВКонтакте» — всего 89 участников) и вовсе посвящена аниме «Наруто» — в нем артист рассказывает о силе, вызывающей огонь, который не затушить, и потому загоревшемуся легче покончить с жизнью, чем продолжать борьбу.
Призывы к суициду были найдены и в диссах — в треке Hell Yeah рэпер СД, к примеру, призывает хейтера умереть посредством классического для рунета начала 2000-х призыва «выпить **», а в песне Russian Kings (Sieg Kla$) хип-хоп-исполнитель 1.Kla$ предлагает неназванному противнику «спрыгнуть ****».
***
Большинство судебных запретов вышеупомянутых композиций проходили совершенно незаметно — о них мало писали СМИ, а о некоторых даже не объявляли сами артисты. Многие треки и клипы при этом до сих пор остаются в открытом доступе, и логика Роскомнадзора, неожиданно решившего заблокировать один из самых крупных сайтов с текстами песен (де-юре был запрещен доступ к определенным страницам, однако де-факто из-за того, что Genius использует защищенный протокол https, заблокирован был весь ресурс), вызывает только недоумение — согласно ей, логичным последующим шагом была бы блокировка всех стриминговых платформ, на которых можно эти треки послушать, всех соцсетей и поисковых систем, в которых можно почитать тексты, видеохостингов, на которых выложены клипы на них. Однако шаг этот ведомству, возможно, видится не таким уж и абсурдным; правда, едва ли это приведет к полному вычищению якобы нарушающего российские законы контента. Впрочем, с принципами работы РКН все было понятно еще со времен его топорной войны с мессенджером Telegram, да и действует ведомство, по сути, только на основании решения судов за последние несколько лет (как уточняет DTF, один из судов Ростовской области даже постановил заблокировать сайт Genius за пропаганду суицида полностью — только вот в решении также говорится о блокировке сервисов YouTube, «Яндекс.Музыка» и поисковика «Яндекса»).
Куда более настораживающим в этой ситуации выглядит подход властей к поиску пропаганды запрещенного в песнях российских музыкантов — почти бесшумный, планомерный запрет творчества, во многих случаях откровенно нелогичный. Подход этот заставляет возвращаться к прописным истинам о том, что пропаганду суицида и насилия можно найти и в классике; что о запрещенных веществах исполнители поют вовсе не наперекор «успешной» российской наркополитике; что слова лирических героев не всегда следует трактовать, как прямые высказывания авторов текста; возвращаться то есть к избитым аргументам о защите не менее калеченой свободы творчества.
«Ленте.ру» не удалось оперативно получить комментарий от официальных представителей Genius.