Русское царство и Российская империя колонизировали огромные просторы Евразии в основном мирным путем — с тем, чтобы убедить очередной кочевой народ принять российское подданство, обычно не возникало больших проблем. Совсем не так вышло с чукчами: русские воевали с ними 30 лет, не смогли победить и отступили. Какой была одна из самых неизвестных войн российского государства — чукотская война?
У России есть только горизонт
В российской традиции не принято использовать слово «колонизация»: в политической повестке последних десятилетий у него строго негативная окраска. Впрочем, колонизация, благодаря которой Россия заняла столь огромную часть суши, действительно отличалась от того, что обычно называют этим термином. Русские колонизаторы не отправлялись за ценным сырьем в дальние плавания — они фактически просто расширяли то жизненное пространство, которое уже занимали, осваивая давно известные земли с применением новых технологий.
Впрочем, освоение предполагает, что территория никому не принадлежит, а те просторы, что тогда покорялись русским завоевателям, хоть и выглядели дикими, но были населены множеством племен кочевников, рыбаков, охотников.
Продвигаясь на восток, казаки не могли не сталкиваться с аборигенным населением, им приходилось отбиваться от налетов, вступать в схватки, порой терять людей и прибыль. Но на их стороне был прогресс: местные, как правило, могли противопоставить ружьям и пушкам лишь луки, стрелы и копья. Рано или поздно почти все они примирились с таким положением дел, признали власть русских царей и стали исправно платить ясак.
Фото: Paul Niedieck / Wikipedia
Часто для этого даже не приходилось особенно воевать — племена понимали, какую выгоду им несет сотрудничество с западными пришельцами, и вставали на их сторону. Совсем не так было с чукчами: эти жители Крайнего Севера среди других северных племен выделялись особой суровостью и воинственностью, часто промышляли набегами на соседей. И они не собирались сдаваться, когда пришли русские.
Дети мороза
Чукча как добродушный и недалекий герой советских анекдотов имеет крайне мало общего с представителями народа, противостоявшего русским в XVIII веке. Менталитет чукотских племен сформировался в суровых условиях: холод, нехватка еды и конкуренция создали ловких, выносливых, решительных и крайне жестоких людей. Чукчи считали, что умереть собственной смертью постыдно, погибнуть должно в бою. Альтернативой этому было самоубийство. К нему прибегали старики и просто тяжело заболевшие члены племени.
К войне они относились как к основному занятию: постоянно ходили в набеги на соседей, отнимая оленей и уводя в рабство женщин и детей. Воевали в броне из моржовых шкур и костяных пластин, использовали стрелы и копья с костяными наконечниками, иногда железные ножи.
Попав в плен, не смирялись: часто помогали друг другу уйти из жизни — смерть от естественных причин считалась постыдной. Соответственно, жестоко обращались и с теми, кто оказался у них в плену: пленника могли жестоко пытать, женщин и детей делали рабами.
Фото: American Museum of Natural History
Среди коренных северных народов, вспоминали современники, чукчи были самым свирепыми и жестокими — русские завоеватели называли их «северными черкесами». Как и у воинственных горцев, у чукчей боевая подготовка начиналась с ранних лет и проходила в суровых условиях, и дрались с русскими они так же бесстрашно.
Дальние берега
Первые контакты чукчей с русскими промышленниками и мореходами происходили еще в середине XVII века. В 1648 году казаки под предводительством атамана Семена Дежнева встретились с ними во время большой экспедиции.
Они обогнули крайнюю восточную точку Евразии — мыс Большой Каменный нос, позже переименованный в честь Дежнева, и после ряда кораблекрушений вступили в торговлю с людьми чукотского вождя Эрмэчьина. Торговля закончилась конфликтом, казаки понесли потери и были вынуждены отступить.
Нести возмездие туземцам на следующий год отправились две военные экспедиции, но чукотские просторы сыграли свою роль: кочевников просто не удалось отыскать в тундре
В отличие от регулярно перемещающихся аборигенов, казаки все время находились в одних и тех же местах — закладывали остроги и несли в них постоянную службу. Один из таких острогов, Анадырский, основала экспедиция Дежнева.
Занятая другими войнами держава не могла посылать на Чукотку крупные отряды, и деревянные крепости чаще всего защищали всего несколько десятков человек. На их стороне была сила огнестрельного оружия, но ключевую роль играла дисциплина: спасти гарнизон от набега мог только зоркий караул.
Другие северные народы, давно враждовавшие с чукчами, не просто платили русским ясак, но и становились их союзниками. В карательных экспедициях, которые следовали за набегами «чукоч», коряки и юкагиры были подкреплением для небольших казачьих отрядов.
Мир установить было фактически невозможно — чукотские племена в основном существовали независимо друг от друга и очень редко объединялись даже для противостояния колонистам. Поэтому не действовали ни договоры с крупными вождями, ни даже захват заложников. Однако нельзя назвать происходившее полноценной войной: ни одна сторона не вела централизованной кампании.
Казаки империи
В XVIII веке российская власть — уже имперская, а не царская — обратила пристальное внимание на то, что происходит в далеких восточных землях. Существование на восточных рубежах Российской империи непокорного народа было неприемлемо для Петербурга: пытаясь выйти к Тихому океану, нельзя было оставлять в тылу врагов. В 1729 году Сенат принял решение отправить на Чукотку крупный военный отряд.
Цель экспедиции была ясна: мятежных аборигенов следовало «под российское владение покорять и в ясачный платеж вводить»
В Анадырскую партию вошли 400 вооруженных бойцов — очень солидная военная сила для малолюдного Севера. Руководить ею поставили якутского казачьего голову Василия Шестакова, командиром войск был капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий. Уже в пути руководители рассорились: кадровый военный Павлуцкий не хотел подчиняться казаку Шестакову.
Тогда Шестаков, отделившись от основной партии, с отрядом из двух десятков казаков и сотни союзных аборигенов отправился защищать ясачных коряков от чукотского набега. В крупной битве с чукчами на реке Ергаче он был убит.
Власть России над Севером в тот момент во многом держалась на силе оружия и непобедимости казаков, и гибель крупного русского военачальника этот авторитет поколебала. Павлуцкий ответил на это событие примерно так же, как это делали испанские конкистадоры в Центральной Америке: начал безжалостную военную операцию.
Колониальные нравы
Несколько сотен казаков и юкагиров за десять месяцев прошли больше двух тысяч километров, истребив за это время чуть ли не десятую часть тогдашнего чукотского народа — до полутора тысяч человек. Чукчи трижды собирали всеобщее ополчение, чтобы дать отпор Павлуцкому, но каждый раз терпели поражение, несмотря на численное преимущество: русские защищались от лучников металлической броней, а чукчей от русских ружей никакая броня не спасала.
Павлуцкий оказался настолько грозным врагом, что память о нем осталась в чукотском фольклоре: его называли «жестоким убийцей» и рассказывали, как он преследовал чукчей, никого не оставляя в живых, расчленяя мужчин и женщин. Юкагиры слагали о нем свои легенды — в них он был героем, «черным медведем», «великим витязем и шаманом».
Чукчи, проигрывая войну, не сдавались и продолжали набеги и нападения. В Петербурге пришли к закономерному выводу, что жестокость — единственно эффективная политика против этого племени, и в 1742 году постановили, что «немирных чукоч» пора окончательно истребить, а тех, кого истребить не удастся, расселить по землям других племен. Партизанское противостояние ужесточалось.
Павлуцкий, завершивший чукотский поход победителем, но не покорителем аборигенов, продолжил службу на Камчатке, потом в Якутске, затем снова вернулся к Анадыри. В 1747 году, преследуя чукчей, угнавших стадо оленей, он попал в засаду крупного вражеского отряда и погиб в бою. Чукчи сочинили о его последних минутах не одну, а множество легенд — в большинстве из них он мужественно дрался, а расправа с ним была крайне жестокой.
Из Петербурга продолжали посылать карательные экспедиции, но противник успешно вел борьбу на огромной территории Чукотки, грабил ясачные племена и нападал на остроги. Безнадежное противостояние длилось десятилетиями.
Непокоренный народ
В Анадырском остроге тогда постоянно находились 500-600 человек. Казаки гарнизона устраивали экспедиции против чукчей примерно с одинаковым исходом: нападения и грабежи на время прекращались, а потом снова начинались.
Уже в 1755 году российские власти поняли: бессмысленно требовать дань с народа, весь жизненный уклад которого этому противоречит. Но примирение после долгих лет войны было слишком трудно организовать: дружественные русским коряки продолжали враждовать с чукчами, что провоцировало новые случаи насилия.
Прибывший в 1763 году в Анадырский острог комендант Фридрих Плениснер провел подсчеты и убедил Петербург в бессмысленности войны. Оказалось, что содержание крепости ежегодно стоило государству почти 1,4 миллиона рублей, а приносила она за то же время не более 30 тысяч дохода.
С появлением морского пути на Дальний Восток и закреплением русских на Камчатке необходимость в жестком контроле над Чукоткой отпала. И когда стало ясно, во что обходится затяжная операция, ее стали сворачивать. Острог разобрали, вывезли пушки, эвакуировали казаков. Вскоре начались переговоры.
Фото: Globallookpress.com
Дипломаты Екатерины Великой объехали за несколько лет практически каждого чукотского вождя, налаживая мирное торговое сотрудничество. В 1779 году чукчей наконец приняли в подданство — но оно, можно сказать, было чисто формальным. Платить ясак их обязали в том объеме, в котором они решат сами, то есть фактически освободили от дани и любого управления.
Такое положение сохранялось еще полтора столетия: источники конца XIX века свидетельствуют о том, что спустя сто лет после принятия подданства чукчи жили по заветам предков — по своим законам и обычаям. В начале XX века многие из них не знали о своем российском подданстве. Все изменилось только с приходом советской власти, но и она сохранила для чукчей особое положение на российской земле.