В середине февраля на профессиональных киноресурсах стала массово появляться информация о съемках картины «Пятеро на каникулах» производства компании «Наше творческое объединение». В главной роли документального тревел-сериала о путешествиях по просторам России выступает семья малоизвестного режиссера из Барнаула, ставшая идеологом фильма. Как с этим проектом связан продюсер провалившегося в прокате самого дорогого отечественного блокбастера «Тайна печати дракона» — в расследовании «Ленты.ру».
Позиционируется будущее кино как тревел-сериал о путешествиях многодетной семьи Анатолия Гейко по регионам России. Режиссер, правда, неизвестен широкой публике. До начала съемок проекта о его работах практически ничего известно не было. Так, на профессиональном ресурсе «КиноПоиск» на его странице ошибочно записаны фильмы других авторов, а на «Афише.ру» представлена одна единственная работа — 50-минутная драма «7 минут». Этот фильм Анатолия Гейко размещен на его YouTube-канале с 1,15 тысячи подписчиков, где его посмотрели 33 тысячи человек.
В профильных СМИ размещены стандартные карточки фильма с указанием участников проекта и тизерами. Параллельно началась промокампания в региональных СМИ. Впрочем, продвижение «Пятерых на каникулах» сегодня значительно опережает потенциальный интерес к проекту. Судя по ничтожным просмотрам тизеров на YouTube, впечатления на аудиторию анонсы пока не производят.
Бенефициар
Данных о бюджете проекта «Пятеро на каникулах» и источниках его финансирования в открытых источниках нет, однако, по оценкам экспертов, стоимость производства одной серии может исчисляться десятками миллионов рублей. Съемки уже прошли на Байкале и на Алтае, заявлены Кавказ, Камчатка, Сибирь, Карелия, Урал, Крым и другие регионы России. Также к проекту подключился известный российский актер Андрей Мерзликин. Ответ на вопрос, как малоизвестному оператору из Барнаула удалось привлечь к съемкам столь популярную личность, дает сам Анатолий Гейко: в его аккаунте на «КиноПоиске» — всего одна «любимая звезда» — продюсер Алексей Петрухин.
Собственно, Алексей Петрухин в интервью уже начал рассказывать о планах продать проект «Пятеро на каникулах» онлайн-кинотеатрам и даже заключить контракт с телеканалом. (https://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=320252) Формально он выступает лишь художественным руководителем и продюсером тревел-проекта, а производителем сериала заявлена якобы независимая кинокомпания «Наше творческое объединение». И вряд ли инвесторы и участники «Пятерых на каникулах» знают, что «Наше творческое объединение» — еще одна фирма Петрухина, в отличие от других пока не успевшая набрать невозвратных долгов.
Провал за провалом
За всю свою карьеру Алексей Петрухин выступил продюсером 41 фильма, получая на них сотни миллионов бюджетных и инвестиционных средств. Но в большинстве своем это были провальные картины. Средний рейтинг всех его произведений на «КиноПоиске» — 5.52, притом что фильмы с рейтингом ниже 7 считаются более чем посредственными.
Известнейший российский кинокритик, обозреватель «Российской газеты», заслуженный работник культуры России Валерий Кичин удостаивает фильм Петрухина «Училка» такими эпитетами: «одна из нелепейших картин сезона», «очевидная неудача, которая граничит с непрофессиональностью всех главных звеньев кинопроизводства — от сценария (Екатерина Асмус, Алексей Петрухин) до режиссуры (Алексей Петрухин). Снято торопливо, монтаж неряшлив, у авторов не хватило ни времени, ни умения сформулировать жанр и сделать действо убедительным».
Формально самый кассовый российский фильм 2014 года «Вий 3D», который Петрухин снимал более семи лет, по факту оказался нерентабельным — итоговые убытки от производства картины оценивается в 95 миллионов рублей.
Самый дорогой фильм в истории российского кино — «Тайна печати дракона» — стал не только самым провальным в прокате, но удостоился эпитетов «кино, за которое стыдно» и «фильм, опозоривший страну» в ведущих федеральных СМИ. «"Тайна печати дракона" — настоящий провал. Это один из самых бездарных русских блокбастеров», — писал в своей рецензии кинокритик Антон Долин. «[Это] продолжение сумасбродной фантасмагории "Вий 3D" по повестям Николая Гоголя в вольном пересказе режиссера Олега Степченко, — отзывается о фильме редактор раздела "Культура" ТАСС Тамара Ходова. — "Тайна печати дракона" похожа на карикатуру на кино — все сделано с широким русским размахом, когда важен не хороший результат, а чтобы было красиво. Режиссер легкомысленно относится к причинно-следственным связям и к исторической эпохе, делая фильм, скорее, стилизацией». Но, судя по различным интервью, этим своим проектом Алексей Петрухин гордится особенно.
«Вий», вышедший на экраны в 2014-м, собрал в российском и мировом прокате 39,5 миллиона долларов (по курсу на 13 октября 2020-го это три миллиарда рублей). Вторая часть франшизы «Тайна печати дракона» собрала в общей сложности 14 миллионов долларов (миллиард рублей), из них 5,7 миллиона — в России. По данным из Единой федеральной автоматизированной информационной системы (ЕАИС), бюджет этого фильма — 2,3 миллиарда рублей.
Продюсер на миллиард долгов
По данным открытых источников, общая сумма долгов и судебных исков к Алексею Петрухину и аффилированным с ним компаниям приближается к миллиарду рублей. В декабре 2016 года основная кинокомпания Петрухина «Русская Фильм Группа» была признана банкротом, при этом незадолго до введения в РФГ внешнего управления со счетов компании исчезли 200 миллионов рублей, которые могли пойти в счет оплаты долга кредитору. Тогда Петрухин занимал деньги у предпринимателя Руслана Устинова. В 2017 году процедуру личного банкротства провели уже в отношении самого Петрухина — тоже по иску его бывшего партнера Руслана Устинова.
В августе 2020 года Фонд кино подал к создателям «Тайны печати дракона» самый крупный иск в истории — компания Петрухина задолжала государству 222 миллиона рублей возвратных инвестиций. В октябре от Фонда кино последовал еще один иск к Петрухину — на 91 миллион рублей из-за фильма «На пороге бессмертия: Путешествие в Индию», премьера которого должна была состояться в начале 2019 года, но до сих пор не вышел даже тизер ленты.
Помимо многомиллионных долгов перед Фондом кино и бывшими партнерами по бизнесу, в Арбитражном суде города Москвы находится еще один иск к «РФГ КОРП» от немецкой компании «Стереоскопис Технолоджис ГмбХ» почти на 1,4 миллиона евро о возмещении задолженности.
В последнем протоколе собрания кредиторов ООО «РФГ» от 2 марта 2021 года указана общая сумма долгов компании: более 245 миллионов рублей, которые Устинов до сих пор так и не получил.
При этом Фонд кино продолжает субсидировать компании, аффилированные с Алексеем Петрухиным, раз за разом снимающие провальные картины и наращивающие долги. И, судя по рекламе проекта «Пятеро на каникулах», они продолжают получать государственные и частные инвестиции.
Семейные ценности
О ненадежном заемщике в фонде могут и не знать, ведь вместо обанкротившейся РФГ Петрухин стал действовать от имени кинокомпании ООО «Корпорация Русская Фильм Группа» (ООО «РФГ КОРП») — другого юридического лица под фактически тем же брендом. И в настоящее время уже ООО «РФГ КОРП» проходит ответчиком в исках Фонда кино, а Алексей Петрухин использует новую фирму — то самое ООО «Наше творческое объединение», которое выступило производителем семейного тревел-сериала.
Формально Алексей Петрухин никакого отношения к ООО «Наше творческое объединение» не имеет, ее учредителем и руководителем является Мукагов Руслан Юрьевич. Вот только этот же Мукагов выступал третьим лицом в деле о банкротстве Петрухина как физлица, имел общий бизнес (ООО «СФГ») с женой продюсера актрисой Анной Чуриной. И сама Чурина до недавнего времени входила в число учредителей ООО «Наше творческое объединение».
Косвенным подтверждением связи «Нашего творческого объединения» и «Корпорации Русская Фильм Группа» могут служить совпадающие юридические адреса этих двух фирм: город Москва, улица Правды, дом 8, корпус 13. Учитывая сегодняшние проблемы кредиторов РФГ и «РФГ КОРП», партнерам Алексея Петрухина и потенциальным инвесторам «Нашего творческого объединения» следует учесть негативный опыт работы с компаниями продюсера и его провальные премьеры.