Клип на песню Uno, представленный на «Евровидение» группой Little Big, за несколько часов стал самым популярным среди официальных роликов от участников конкурса. С момента публикации в ночь на 13 марта видео собрало более четырех миллионов просмотров, букмекеры объявили, что коллектив оказался в пятерке фаворитов, музыкальный клип, как и многие другие работы Little Big до этого, стал мемом, а его звездой, бесспорно, оказался полный танцор в трениках. Однако праздновать победу рано — среди участников достаточно достойных соперников, в том числе и незаслуженно обделенных вниманием. И пока «Евровидение-2020» не успели отменить из-за пандемии коронавируса, «Лента.ру» рассказывает об артистах-фаворитах и самых любопытных конкурсантах.
Россия
Little Big — Uno
Популярность клипа можно объяснить медийностью самих Little Big, а также интригой, нагнетенной перед его выходом — произведение российской группы было опубликовано позже остальных участников «Евровидения». Uno — энергичная песня с незамысловатым англоязычным текстом со строчками вроде «Мне потребуется больше одной маргариты / Я назову тебя моей сладкой сеньоритой» и еще менее осмысленной считалкой на испанском. Можно, конечно, порассуждать об отсылке в песне на новый хоррор с Элайджей Вудом или о том, почему артисты намеренно пропускают в считалке цифру три, однако Little Big — это изначально не про тексты, а про визуальное шоу. Ради него группа выступит в расширенном составе — в нее вошел давний соратник Прусикина Юрий Музыченко из группы The Hatters и певица Флорида Чантурия из группы «Ленинград», лидер которой сегодня увлекся написанием политически заряженной поэзии.
Один, два, четыре.
Один, один, один, два, четыре.
Один, один, один, два, четыре.
Один, два, три, четыре, пять, шесть.
В этот раз питерский коллектив отказался использовать эстетику Die Antwoord или далее эксплуатировать «клюквенную» тему (первая популярность на Западе пришла к Little Big благодаря ранним околопровокационным клипам, в которых фигурировали все известные стереотипные образы российской действительности вроде пьющих водку медведей и новых русских с АК-47), сделав ставку на более поздний формат своего творчества — Uno больше напоминает вылизанные видеоролики на треки Faradenza и Go Bananas, нежели скрепно-ироничные With Russia from love, Everyday I'm drinking и Give me your money. Почему же Little Big решили сделать уклон в южноамериканские мотивы? По словам самого Прусикина, особых ограничений группе не ставили: «Как и везде — не материться, без пошлости, трек не дольше трех минут». Впрочем, понятие пошлости весьма растяжимое — легко предугадать реакцию большинства россиян, узнавших, что их страну на международном конкурсе представляли артисты в образах урок, алкашей и гопников с автоматами и водкой (несмотря на то, что такое выступление стало бы самым ярким российским номером за всю историю «Евровидения»). Uno, не самая запоминающаяся в творчестве Little Big, но зато максимально безобидная композиция, скорее всего, просто лежала у музыкантов на полке и больше других подошла к условиям конкурса.
Литва
The Roop — On Fire
Если официальный клип The Roop на композицию On Fire набрал всего полмиллиона просмотров, то запись выступления группы в финале национального отбора (коллектив на «Евровидение» отправили голосованием народа и профессионального жюри) собрала почти четыре миллиона. Участники Little Big посчитали литовскую группу одним из главных соперников на «Евровидении», и вполне оправданно — у The Roop в номере, как и у россиян, есть нелепый, но завораживающий танец, а еще у литовцев оказалось неоспоримое преимущество в виде удобоваримой вокальной партии. Текст On Fire нельзя назвать особо выделяющимся из формата «Евровидения» — в песне рассказывается о желании быть лучше, преодолении трудностей и предрассудков, следовании своим душевным позывам.
Я человек, а не камень
Я могу все поменять и уйти
Когда захочу
Они сказали мне что я, возможно, слишком стар
Но в моей душе — огонь
Забавно, что текст припева слишком уж похож на вышедший в 1999-м трек группы Rage Against The Machine — Sleep Now in the Fire, критикующий американский империализм (если литовцы поют The world is my desire / I feel that I’m on fire, то у американских нонконформистов в припеве звучит The cost of my desire / Sleep now in the fire!). Впрочем, рифма fire — desire встречается в англоязычных текстах так часто, что ее можно было бы приравнять к русской «кровь — любовь».
Польша
Алисия — Empires
Empires польской певицы Алисии, еще одна песня с «огнем» в тексте и очередной фаворит конкурса по просмотрам (запись финала национального отбора собрала 1,3 миллиона), посвящена падению империй. Правда, в неожиданном контексте: из текста скорее выходит, что «разрушить империю» — дело двух пальцев, исполняемое, как правило, теми же руками, что эту империю строят, и история обречена на повторение, потому что сразу начинается строительство новой империи. При этом сама артистка утверждает, что в ее композиции есть энвайронменталистский посыл — мол, если что в первую очередь и разрушает империи, так это безразличие людей, в том числе к природе и экологическим проблемам. Идея поверхностно прослеживается в официальном клипе на трек, в котором за спиной Алисии мелькают кадры военных действий, заводов и мусорных свалок, однако в целом песня больше кажется набором трендовых клише, нежели ясным высказыванием о социально-политической проблеме.
Болгария
Виктория — Tears Getting Sober
Болгарская певица Виктория — еще одна фаворитка конкурса как по просмотрам, так и по оценкам букмекеров (больше всего шансов на победу определили Болгарии и Литве), а также по версии Little Big. Причина этому неутешительна, поскольку ее произведение Tears Getting Sober — калька песни 18-летней американской поп-звезды Билли Айлиш. Клип Виктории почти полностью повторяет музыкальное видео на Xanny, от сидящей на скамейке исполнительницы с повреждениями на лице и движений камеры до звучания и посыла композиции — борьбы с ментальными проблемами и зависимостью. Неудивительно, что популярные исполнители с другого континента быстро обретают двойников в Европе, но вот участие таких артистов в крупном международном состязании уже вызывает вопросы.
Исландия
Daði og Gagnamagnið — Think About Things
Исландия, выставившая на «Евровидении-2019» антикапиталистическую БДСМ-индастриал-техно-панк-группу Hatari, в этом году решила не изменять традиции быть оригинальной, но все же слегка сбавила провокационный накал — ее представит синти-поп-коллектив Daði og Gagnamagnið, исполняющий трогательную песню про родителя, который ждет не дождется, чтобы пообщаться со своим ребенком (но тот, к сожалению, пока не умеет говорить). Даже если трек Think About Things не возьмет первое место, свою культурную задачу Исландия выполнила на 100 процентов — с каждым новым «Евровидением» желание знакомиться с поп-сценой этой страны не пропадает.
Украина
Go_A — «Соловей»
Не менее крутое выступление получилось у представляющей Украину электро-фолк-группы Go_A — музыканты победили в национальном отборе с песней «Соловей», написанной вокалисткой Катериной Павленко на основе народной композиции. Это первая песня на украинском языке, которая прозвучит на «Евровидении». Композиция, к сожалению, не дошла до международного конкурса в изначальном варианте, представленном на национальном отборе, — звук слегка поменяли в сторону поп-электроники, желая, по-видимому, угодить большей аудитории. Впрочем, подобные изменения часто происходят с победившими в отборе песнями в разных странах, а главная фишка «Соловья» — мова с народными мотивами — осталась.
Итоги «Евровидения», к которому до сих пор остается много вопросов в плане участников и системы голосования, предугадать трудно — провокационные выступления могут запомниться зрителям, но не взять призового места, а абсолютно невыдающаяся по звучанию композиция возьмет и прорвется в топ из-за актуальной тематики в тексте или какого-нибудь совсем неожиданного фактора. Что из этого ценнее — вопрос риторический, но ответы все равно разнятся.