Москва постепенно перестает быть главной стрит-арт площадкой России. Интересные работы уличных художников появляются в региональных городах, и московским коллегам есть, чему у них поучиться. Более того, в регионах стрит-арт быстро становится если не легальным и поддерживаемым властями, то хотя бы организованным. Посмотрим, как выглядят лучшие работы нестоличных творцов.
Граффити в Омке: люди поднимают рояль сквозь провал в полу. Изображение в свое время оценил известный российский дизайнер Артемий Лебедев. «Возможно, это лучшее, что можно встретить в Омске», — написал он в рубрике «Бизнес-линч» на сайте собственной студии.
В Казани. Местные жители, по словам автора фото, сразу окрестили работу «Ростроповичем», но художники, указал он, уверяют, что изображенный на стене дома мужчина не имеет никакого отношения к знаменитому российскому музыканту.
Конкурировать с британским Бэнкси, чьи работы продаются на аукционах за миллионы долларов, спокойно могли бы уличные художники Екатеринбурга. Но Бэнкси начал свою деятельность еще в 1990-х, а в столице Урала качественные муралы (от английского mural — стенная роспись) начали появляться не так давно.
Заброшенная водозаборная башня в Нижнем Новгороде «ожила» под кистью неизвестного художника. В Нижнем вообще любят стрит-арт.
С 2014-го в городе проходит ежегодный фестиваль уличного искусства «Новый Город: Древний», посвященный художественному переосмыслению проблемы исторической застройки. Куратор фестиваля — Артем Филатов — сам родился и живет в Нижнем.
«Стрит-арт — это низовая практика, рождающаяся там, где может — это проблемные места, забытые горожанами и властью. Уличные художники, занимаясь творчеством, маркируют эти места, вызывая к ним интерес. Большое внимание к стрит-арту сейчас связано с тем, что с его помощью можно быстро и эффективно перекодировать город», — заявил эксперт в ходе конференции «Приметы городов-2017: Дискуссии об идентичности», прошедшей 25 мая в рамках выставки «АРХ-МОСКВА».
По словам Филатова, коммунальные службы уличным художникам в Нижнем Новгороде не мешают: «Нам повезло, мы сотрудничаем с ТСЖ (товариществами собственников жилья — прим. "Дома"). Они нам помогают решить бюрократические вопросы, а мы украшаем вверенные им объекты». Во многих других городах, к сожалению, стрит-арт воспринимается как выход за рамки дозволенного и нещадно уничтожается.
Вот так разукрасили участники фестиваля первый кооперативный дом Нижнего Новгорода. Работа называется «Кружева Памяти».
Еще одна нижегородская работа.
И еще одна — «Патефон» на улице Белинского.
Другие акценты в Ижевске. Среднегодовая температура воздуха здесь не превышает пяти градусов по Цельсию, и страусы в городе не водятся. Но кто-то решил, что климат — не помеха.
В Комсомольске-на-Амуре на фасаде одного из домов нарисовали самолет «Сухой Суперджет 100» — конечно, неслучайно: эту модель производят на местном авиационном заводе. Не избалованные обилием культурно-развлекательных объектов жители города специально приезжают сюда, чтобы увидеть изображение воочию.
Снова Казань. Мировой столицей граффити недавно назвали город Крайстчерч в Новой Зеландии, но столица Татарстана при желании, похоже, сможет быстро догнать и перегнать лидера.
В Мончегорске (моногороде в 100 километрах от Мурманска). Внезапно.
«Я тут вчера с небольшой командой и небольшим количеством материала, зафигачила свое первое граффити за три часа с лишним — это бомбический опыт, первый раз в руке держала баллончик и конечно не без косяков, но я очень довольна проделанной работой (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. "Дома")», — пишет пользователь Instagram Яна Смирнова. Дело было в Новосибирске.
В другой части города нашелся вот такой шедевр.
В Чите группа уличных художников предлагает свои услуги по облагораживанию гаражных и прочих сооружений. Это граффити сделали на заказ в частном доме. «Каждый может заиметь себе такую красоту всего за 8000», — пишут представители группы.
В Оренбурге один из жилых домов украсили вот так. Получилось ярко и оригинально. «Темы современных неофициальных рисунков на зданиях, опорах мостов, стенах заброшенных водонапорных башень чаще всего продиктованы желанием художников высказаться о сокровенном. Среди работ, не имеющих заказчика, много пронзительных сюжетов, не столько несущих декоративную функцию, сколько вызывающих на разговор, добавляющих городской ткани новое измерение», — говорит Юлия Зинкевич, куратор проекта «Приметы городов», генеральный директор коммуникационного агентства «Правила Общения». Юлия проехала несколько десятков российских городов и отметила для себя современные граффити как один из самых ярких маркеров территорий.
Целый музей уличного искусства есть в Санкт-Петербурге. Это творение называется «Вынос мозга» и оно, кажется, гениально.
И все же непревзойденной быстротой реакции отличаются московские уличные художники. 22 мая лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, выступая в Госдуме, случайно назвал стрит-арт «артритом»: «То, что называется артрит. То, что рисуют граффити. Когда это было стихийно, мы видели бетонные заводы вдоль железных дорог, но во многих городах решили, а почему бы не использовать, и унылые серые кварталы расцвели». Спустя пару дней на одном из зданий в столичном районе Кузьминки появилось вот такое изображение.