В Петербурге открывается крупнейший в России балетный фестиваль Dance Open, собравший в свою программу лучшие спектакли страны и мира. В программе — балет, посвященный Патти Смит, балет, где танцует министр культуры Фурцева, балет, где маршируют обаятельные тролли, и другие чудеса хореографии.
Сначала это была «история не для всех». Одна фанатка нашего национального достояния — петербургской балетной школы — Екатерина Галанова, окончившая питерскую Академию русского балета и танцевавшая в Мариинке, решила, что надо помочь тем детям и подросткам со всего мира, что учатся в менее престижных школах. Ну, в самом деле — младенцы, способные без труда развернуть ноги на 180 градусов и слегка зависнуть в воздухе при прыжке, рождаются на всех континентах, а первоклассные учителя есть не везде. Конечно, две волны учительско-балетной эмиграции (послереволюционная и 90-х годов ХХ века) дали свои плоды — и правильные «петербургские» руки у балерин периодически можно встретить хоть в Китае, хоть в Австралии. Но это работа учителей-одиночек и достается она не всем; идеей Галановой стали мастер-классы, где подростки могли бы с петербургскими педагогами сверить то, чему их учат дома, с образцовым стилем, понять, где ошибки, и продумать дальнейший свой учебный путь. Так шестнадцать лет назад возникла программа Dance Open; каждый год учебные занятия завершались гала-концертом звезд — он обозначал цель, к которой детям надо стремиться. С течением времени Dance Open стал все больше думать и о публике, о сегодняшнем дне балета, а не только о его будущем. Теперь это самый крупный балетный фестиваль России. Юные балетные трудяги никуда не делись — они все так же днями пашут у станка под присмотром суровых учителей и это все так же закрытая от публики история (хотя выпускной их концерт открыт и даже бесплатен), но для зрителей главными событиями становятся звездные гастроли. В этом году на сцене Александринского театра можно будет увидеть лучшие спектакли страны и мира.
«Снежная королева»
Никто не складывает слово «вечность» из каких бы то ни было букв. Тролли не изобретают злое насмешливое зеркало и не роняют его на землю. Худрук екатеринбургского балета Вячеслав Самодуров убрал многие детали из андерсеновской сказки — но она из-за этого не стала менее обаятельной. Спектакль, для которого много работающий в кино композитор Артем Васильев специально сочинил музыку, объясняется в любви классическому балету и от души над ним хохочет. Фантастической красоты ледяная властительница шествует по сцене; толстые тролли лезут в окна к Каю и Герде; девочка решительно отправляется в путь — и все это рассказано балетным языком XXI века. Языком классическим — собственно, Самодуров, ни дня не учившийся в богоспасаемых отечественных институтах, где преподают хореографы, выпустившие свой последний балет в конце сороковых, утверждает новизну этого языка, его вечную бодрость, богатство и право на жизнь. Посреди спектакля вдруг возникает большая картина, где танцуют Цветы (ровно как в старинных балетах: действие остановилось, все перестали что-то искать и куда-то спешить, сидите, зрители, и наблюдайте за блистательной геометрией перестроений балетных рядов) — и главный Цветок — это такой дивный портрет классического балетного премьера, сделанный без злости, но с очевидным ехидством. Самодуров (в прошлом премьер Мариинского театра, затем сделавший блестящую карьеру в Амстердаме и Лондоне, а пять лет назад принявший предложение возглавить труппу уральского театра) изначально прославился бессюжетными сочинениями (самой громкой из его золотомасочных побед стала одноактовка «Вариации Сальери»), но с течением времени он все с большим удовольствием и большим успехом начинает рассказывать на сцене истории. В прошлом сезоне он таких рассказал две: в Екатеринбурге «Ромео и Джульетта», в Большом театре «Ундина». Оба спектакля были номинированы на «Золотую маску» (лауреатов национальная театральная премия объявит в разгар Dance Open, 19 апреля). А «Снежная королева» — это свеженькая премьера.
13 апреля
«Вирус Наарина»
Балет в Израиле еле-еле теплится — классическая труппа в Тель-Авиве на уровне самого бедного из наших провинциальных городов. Зато трупп современного танца немало, и даже лучшие из наших трупп могут только завидовать мощи, яркости, выучке израильских артистов контемпорари. Собственно, Израиль и Нидерланды — страны, которые можно назвать мировыми центрами современного танца. Главная же труппа контемпорари в Израиле — Batsheva Dance Company, основанная еще в 1964 году и с тех пор поражающая богатством репертуара и самоотдачей артистов. При этой труппе (как при многих знаменитых европейских театрах) есть труппа молодежная, куда и поступают артисты от 18 до 24 лет, затем передвигаясь в основной состав. У «молодежки» свой репертуар и своя ярость движения (даже большая, чем у «главного» состава, если такое возможно в случае с Batsheva). Именно «молодежка» и приезжает в Петербург со спектаклем «Вирус Наарина». Охад Наарин (иногда по-русски его фамилию пишут как Нахарин) — худрук труппы с 1990 года, заражающий артистов своей увлеченностью и фантазией. В «Вирусе Наарина» артисты кидаются в танец как в драку, яростно пишут мелом на ограничивающей площадку стенке, выгибаются так, что невозможно поверить в существование в их телах обычного человеческого скелета, одним взглядом объясняются в любви и в ненависти — и все это в совершенно немыслимом темпе. Жизнь — тут, смерть — рядом, надо все успеть.
15 апреля
«Золушка»
Из некой сказочной страны и неопределенного времени действие балета Прокофьева перенесено худруком пермского балета Алексеем Мирошниченко в Москву, в год 1957-й. Главная героиня — юная балерина в Большом театре, мачехи у нее нет, зато есть балерина заслуженная, не жалующая дебютантку. В спектакле Хрущев бьет башмаком по трибуне, а роль судьбы исполняет министр культуры Фурцева. Об этом спектакле, где хореограф ясно услышал в музыке балетной сказки и ее сарказм, и ее страдание, «Лента.ру» писала после премьеры. Теперь пермяки привозят одну из лучших своих постановок последних лет на смотр в строгий Петербург.
17 апреля
«Буря»
Герцог Просперо в изгнании на острове, его юная дочь Миранда, не видевшая в жизни других людей, подвластный ему летучий дух Ариэль, обитающий на острове полузверь Калибан — и попадающий на остров Фердинанд, сын врага Просперо. Волшебная и горькая история, где любовь и месть сплетаются в болезненный клубок, одна из самых странных пьес Шекспира, всегда нравилась режиссерам неординарным (достаточно вспомнить Гринуэя с его «Книгами Просперо» и экстравагантную Джули Теймор, сменившую Просперо пол и отдавшую роль Хелен Миррен). Худрук Польского национального балета Кшиштоф Пастор, выбрав эту историю для постановки, явно вдохновлялся именно киноверсиями «Бури» — настолько велика в спектакле роль видео. Но волшебство, пропитывающее пьесу, — то самое опасное волшебство, над которым предлагал задуматься еще Шекспир (хорошо ли быть всемогущим, принесет ли тебе это счастье?) — в спектакле присутствует не только в завораживающей сценографии, но прежде всего в танцах.
19 апреля
«Дотянуться до звезд». «Немое пространство». «Тонкая кожа».
Хедлайнер фестиваля — голландский Национальный театр танца из Гааги. Легендарный NDT — театр, который был прославлен Иржи Килианом, а ныне работает под руководством Пола Лайтфута и Соль Леон. Театр, название которого стало символом первоклассной современной хореографии. NDT в течение десятилетий служил фронтиром для людей, занимающихся классическим балетом, танцующий народ всматривался в их новинки и решал: так, они вот это сделали — значит, так можно, и это тоже балет. И вот так можно. И вот этак. NDT эту границу двигал все дальше и дальше — и делал путешествие все увлекательней. Нынешние худруки-хореографы продолжают эту традицию, и поход на спектакль NDT обеспечивает зрителю знакомство с самыми новыми хореографическими идеями. Потом малую их долю усвоят другие постановщики и потихоньку используют где-нибудь в провинции; зрители этих будущих премьер сочтут авторов страшными авангардистами. Но сейчас у нас есть шанс увидеть все «из первых рук». «Дотянуться до звезд» Лайтфута и Леон, где на сцене вращается конструкция из трех комнат и рассказывается виртуозная, трагическая и горькая история о том, что до другого человека порой дотянуться сложнее, чем до луны (в оригинале спектакль называется Shoot The Moon), «Немое пространство» тех же авторов, где изображения на экране не менее важны, чем живые танцовщики, и, наконец, «Тонкая кожа» Марко Геке, создавшего на фантазию на темы Патти Смит под музыку Кита Джарретта. Панк-рок-балет? Ну, на самом деле Геке тише и интеллигентней, чем сочинения Смит. Это такой классический случай: завороженность революцией человека, который никогда в революцию не кинется. Но ему интересно — и он умеет рассказать о своем интересе так, что сама Смит не возражает.
21 и 22 апреля
Гала Dance open. Звезды мирового балета.
Вечная загадка — устроители никогда не объявляют заранее, кого пригласили на финальный гала и что эти люди будут танцевать. Известны лишь труппы, откуда приедут визитеры: английский Королевский балет и Ла Скала, балет Сан-Франциско и шведский Королевский балет, Большой театр и балет Монте-Карло. Обычно в программе рядом оказываются и эстетские эксперименты, и простодушные па-де-де из старой классики, а иногда — и экстремальные чечеточники. Рядом с головоломной графикой голландских хореографов может тихо вздохнуть и помереть классический «Лебедь». Здесь публика просто радуется разнообразию, а фестиваль вспоминает о тех младенцах, что трудились в классах, и говорит им: смотрите, как широк и как открыт мир балета. Работайте — и побеждайте.
24 апреля