В Россию с концертами впервые приезжает одна из самых популярных и модных британских групп современности — Bastille. 10 марта команда выступит в Санк-Петербурге на площадке А2 Green Concert и 12 марта — в московском зале Yotaspace. Накануне гастролей «Лента.ру» расспросила лидера группы Дэна Смита о корнях Bastille, любви к саундтрекам и общении с Дэвидом Линчем.
«Лента.ру»: Обычно вы много говорите о том, как кино повлияло на творчество Bastille. А что насчет музыки? Из какой музыки выросла ваша группа?
Дэн Смит: О, столько различной музыки. Во-первых, это саундтреки к фильмам. Я ценю в них разноплановость — сочетание совершенно различных по звучанию и настроению фрагментов. Вот, например, Тарантино собирает отличные саундтреки: вся эта лихая и пестрая музыка каким-то образом очень хорошо воспринимается вместе. Мы хотели бы, чтобы Wild World, наш последний альбом, звучал как саундтрек. Знаете, такие внезапные переключения между стилями. Когда мы только начинали, я сильно вдохновлялся Vampire Weekend, инди-группой из Бруклина. Они используют и живые инструменты, и электронику. Я очень уважаю хип-хоп, очень ценю Канье Уэста — что бы вы ни думали о его текстах, его музыка и продюсерская работа великолепны. Он очень разнообразен. Мне тоже важно разнообразие: и старый хип-хоп, и новый хип-хоп, и электроника, и все что угодно. Мы живем в эпоху, когда все слушают всё.
В детстве я слушал музыку, которую ставили мои родители: The Beatles, The Rolling Stones, Саймона и Гарфанкела, The Beach Boys. Пластинки этих групп — просто поток великолепнейших и интереснейших песен. Расти в такой атмосфере было клево. Я также очень люблю Регину Спектор. Она из тех, кто пытается рассказать в своей музыке историю, это важно для меня. С самого начала мы понимали, что если уж заниматься музыкой, то делать ее только такой, какую нам хочется. Если хочется написать песню о древнем вулкане — пожалуйста (смеется), или если нам просто придет в голову отразить в песне какой-то музыкальный момент — легко. В плане звука нам главное, чтобы было весело и интересно.
Третий сезон «Твин Пикс». Что думает об этом лидер группы, одна из первых песен которой называлась Laura Palmer?
Я в нетерпении. Хочется посмотреть, что же они сделали, в каком направлении теперь пойдет история. Это очень амбициозный проект. Они ведь сначала сделали это в виде одного гигантского фильма, а потом порезали на серии. Актерский состав, конечно, потрясающий. Думаю, есть еще такой важный момент. Когда «Твин Пикс» только появился, он был уникальным, гораздо более мрачным и странным, чем все, что тогда было на телевидении. И этот сериал сильно повлиял на современное телевидение, современные истории. Теперь можно делать все что угодно. Телевидение стало формой визуального искусства, многие сериалы выглядят интереснее фильмов: у тебя есть большой бюджет и много времени, чтобы рассказать свою историю. Посмотрим, как новый «Твин Пикс» встроится в это. А вообще, я большой фан Линча.
Доводилось встречаться с ним?
Да, пару лет назад мы делали ремикс на трек с его второго альбома. Ему это понравилось, и он пригласил меня к себе, в свой дом-студию. Я пробыл у него пару часов, ощущения были сюрреалистические. Потому что в юности он был моим кумиром, идолом. Он оказался очень приятным человеком, расспрашивал меня о музыке. Если бы мне 15-летнему сказали, что я встречусь с Дэвидом Линчем, у меня бы просто взорвалась голова.
На своих микстейпах вы собираете огромное количество разнообразных музыкантов и групп. Это все ваши друзья? Bastille, видимо, очень общительная группа?
Когда мы записываем альбомы, это довольно закрытый процесс: нас в группе четверо, и еще Марк Крю, наш продюсер. Больше мы особо ни с кем не сотрудничаем. Поэтому мы решили, что микстейпы для нас — это такое веселое пространство, где можно развернуться. В больших турах ты встречаешь множество людей — в пути, за сценой и в других местах. Так что микстейпы — это возможность сотрудничать с людьми, которых мы знали раньше, или с которыми познакомились, с кем выступали.
Вы участвовали в «переписывании» саундтрека к «Драйву», микстейпы рассматриваете как музыку к несуществующим фильмам. А не пришло ли время для Bastille записать настоящий саундтрек к настоящему фильму?
Да, конечно, если попадется что-то подходящее, мы с удовольствием. Есть еще один проект, над которым я сейчас работаю, — еще одна группа — это проект с сильной визуальной и повествовательной составляющей, с элементами фильма. Или вот взять клипы Bastille — мы воспринимаем их как маленькие фильмы.
Легко ли писать песни в ходе таких массивных туров?
У всех по-разному, но я не нахожу это трудным. Иногда просто не хватает времени, чтобы сесть и сконцентрироваться. Но наш второй альбом мы сочинили, пока были в дороге. Если ты творческий человек, бывают времена, когда у тебя много идей, бывают — когда их нет, вот и все. Просто нужно пользоваться теми периодами, когда идей много. Сейчас вот у меня много идей, и мы записываем новую музыку. Наверное, это странно, потому что мы выпустили альбом совсем недавно.
Большую часть нашего первого альбома я написал в спальне, возвращаясь по вечерам с работы. Я учился в университете еще тогда. Так что к сочинительству в тесных условиях привык. Мне так даже, наверное, лучше. Подобный способ творчества порождает множество интересных вещей. В туре сложно записать что-то по-нормальному, просто потому что нет подходящих условий. Но вот вернуться из тура с кучей идей и засесть с ними в студию — это очень здорово.
Возвращаясь к вашему синефильству. Какой из последних фильмов произвел на вас сильное впечатление?
«Лунный свет» потрясающий. Еще такой фильм «Виктория» немецкий. Снят в один дубль, удивительный. Недавно тут пересматривал «Человека-слона» и думал: боже, что за фильм! Просто вынул из меня душу.