В Каракольскую долину редко заезжают туристы. Во всей долине только одна турбаза. Здесь не торгуют алкоголем, а местные жители поклоняются горам, огню и считают священными скифские и тюркские наскальные рисунки. «Лента.ру» отправилась в один из самых заповедных уголков Алтая, почти не тронутый цивилизацией.
Каракольская долина представляет собой горловину шириной около трех километров, расположенную между Чуйским трактом и Теректинским хребтом. Тянется она вдоль речки Каракол и со всех сторон окружена горами высотой от 1000 до 2700 метров над уровнем моря. Теректинский хребет отделяет ее от Уймонской долины — той самой, которую отдельные староверческие секты, поклонники творчества Николая Рериха и увлеченные эзотерикой люди считают мистическим местом силы, преддверием Беловодья и Шамбалы.
Люди
В Каракольской долине обитают исключительно этнические алтайцы. Здесь всего три деревни с общим населением менее тысячи человек. Местные жители исповедуют бурханизм — причудливую смесь традиционного алтайского язычества с элементами буддизма. Бурханизм достаточно молодая религия — она возникла только в первом десятилетии XX века. Часть алтайцев отказалась следовать традициям, связанным с кровавыми жертвоприношениями и «черными» шаманами. От старой веры сохранилось только то, что касается «верхнего», доброго мира. Это дополнили элементы буддизма, который исповедуют соседи-монголы, — опять же за исключением тех моментов, которые, с точки зрения каракольцев, являются «черными», то есть связанными с миром злых духов. Сегодня бурханизму посвящены многие научные труды. Ключевым в этой религии является следование «белому» пути — пути добра, на алтайском языке она так и называется — Ак jан, в переводе «белая вера». Первых проповедников бурханизма в 1906 году царские власти даже привлекали к суду, однако они были оправданы.
Каракольская долина с начала XX века и по сию пору является одним из эпицентров бурханизма. Многие места здесь алтайцы считают сакральными: сами горы, высокогорное озеро Ару-Кем, древние петроглифы и так далее. Над каждой деревней есть свои святилища, сложенные из камней плитняка и увешанные разноцветными ленточками. В определенные дни проводятся обряды. Огню приносятся в жертву молоко, пшеница, некоторые овощи.
Обитатели Каракольской долины в массе своей очень позитивные и доброжелательные люди. Однако приглашение в гости — скорее исключение, чем правило. Обычно они не зовут переночевать у себя. Живут местные традиционным алтайским укладом. К примеру, за водой на реку не ходят после наступления сумерек, чтобы не потревожить «духа воды», который может разгневаться. Не поднимаются на те горы, которые считают священными. Свою религиозность местные жители не навязывают гостям-чужакам. Они считают, что чужестранца не обязательно предупреждать о значении конкретного места — оно само даст знать, что тут нечего делать.
Живут каракольцы преимущественно скотоводством: разводят лошадей и коров, иногда баранов, которые свободно разгуливают по деревням и окрестностям. В горах есть пастбища, куда отгоняют животных на летнее или зимнее время, там посменно живут пастухи.
Еще одна отличительная черта Каракольской долины — здесь не торгуют алкоголем. Зато в каждом доме можно попробовать или купить традиционную алтайскую мясную, молочную и растительную еду — например, курут или талхан. Правда, местные мужчины ругают своих женщин за леность: могли бы и хлеб свой печь, времени достаточно, а не пекут. Хлеб привозят из пекарни в райцентре — из Онгудая.
Чем дальше от Чуйского тракта, тем колоритнее выглядят местные жилища. Это традиционные для Сибири срубные избы, некоторые крыты лишь досками — без рубероида и шифера. Хозяйственные постройки имеют плоские крыши, засыпанные землей и лепешками кизяка, через которые обильно прорастает трава. И конечно, традиционные для алтайцев аилы — конусообразные деревянные жилища. Сегодня их используют в качестве летней кухни или живут в них летом. В отличие от аилов, где-нибудь в Чемале или на северном берегу Телецкого озера, в Каракольской долине они построены не для удобства туристов, а по своим канонам, поэтому в них можно найти интересные детали (в одном из аилов довелось увидеть старинный самогонный аппарат, полностью сделанный из дерева).
Природа
Природа долины не особенно отличается от природы остального Горного Алтая, но она однозначно очень гармоничная. Здесь нет резких перепадов высот, нет ледников, как в районе Белухи, нет умопомрачительных голых склонов, как вдоль Катуни, нет впечатляющих цветочных лугов, как в Уймонской долине. Все здесь скромно. Южные склоны гор, окружающих долину, как правило, лысые, каменистые. Зато северные — наоборот, поросли пихтами, лиственницами и березами. Из трав преобладают шалфей и курильский чай. Множество родников, бьющих из-под земли. Эти родники для местных тоже являются священными местами, поэтому цветы и травы возле них не рвут. Хотя кони и коровы вольны щипать траву где им угодно.
Заканчивается долина живописным озером Ару-Кем, окруженным тайгой, на высоте 1400 метров. Озеро питают подземные источники, туда же, под землю, уходит вода из него. Из Ару-Кема не вытекает ни одна река, ни один ручеек. Озеро существует словно само по себе. Прозрачная вода летом прогревается до плюс 18 градусов.
Дважды его глубину пытались измерить. Водолазы достигали максимальной глубины в 30 метров, а дальше опуститься не смогли — слишком темно, и острые края скальных пород опасны. Местная молва гласит, что озеро связано подземным каналом с одним из соседних озер и якобы однажды конь, утонувший в Ару-Кеме, всплыл в другом озере.
Глубокая котловина отделяет озеро от вершины горы Уч-Энмек, которая венчает в этом месте Теректинский хребет. За ней — уже Уймонская долина.
Курганы и балбалы
Каракольская долина наряду с урочищем Пазарык и плато Укок является местом скопления скифских курганов. По сути вся она — это одно большое кладбище. Хоронили тут и богатых, и бедных. Многие курганы были разграблены еще в древности. По предположению советского историка и археолога Михаила Артамонова, грабить их начали еще гунны, вытеснившие скифов с Алтая. Для них осквернение кладбищ изгнанного народа было своего рода контрольной точкой в завоевании территории. Такой метод гунны позаимствовали у китайцев. Для разграбленных курганов характерны выемки в центральной части. Тем не менее начавшиеся в 1950-х годах раскопки дали много интересных находок. Археологические редкости, найденные в урочище Башадар, хранятся в коллекции Эрмитажа.
Возле курганов, по крайней мере самых крупных, обязательно находятся балбалы — каменные стелы до двух метров высотой. Все балбалы имеют обязательный уклон. Историки считают, что таким образом обозначались стороны света или направления для душ умерших в сторону миров, куда им предстояло попасть.
Местная молва рассказывает, что знаменитая экспедиция 1993 года, которая нашла мумию Принцессы Укока, сначала пыталась раскопать один из крупнейших курганов в Каракольской долине. Но местные жители не позволили: по их поверьям, именно в этом кургане находится древний дух, который, высвободившись, может принести много бед. Экспедиция вынуждена была отправиться на плато Укок, где обнаружила мумию молодой женщины. Сегодня об этой мумии рассказывают, что она была хранительницей Алтая, и после того, как ее извлекли из кургана, в регионе будто бы начались природные катаклизмы.
Жителям больших городов такая мистика кажется чрезмерной, однако на Алтае, среди местного населения, ведущего тот же образ жизни, что и десятки поколений до них, такой мистицизм воспринимается иначе и вполне соответствует бережному и трепетному отношению к местной природе.
Каракольская долина — один из немногих в Горном Алтае этнографических заповедников. Подобных мест становится все меньше из-за активного развития туризма. Как ни странно, экономический кризис не в лучшую сторону сказался на самобытности Алтая. Сибирские предприниматели, вкладывавшие деньги в развитие туриндустрии где-нибудь в Таиланде, с началом кризиса переключились на родные просторы. В частности, активнее стали инвестировать в Алтай, турпоток резко вырос, формируются новые направления. В результате заповедных уголков, не тронутых массовым туризмом, становится все меньше.
В Каракольской долине появилась лишь одна база отдыха. Это единственное «цивилизованное» место, где можно остановиться на ночлег. Но можно и просто приехать со своей палаткой. Есть специально отведенные места для установки палаток возле реки Каракол и речек поменьше. О них можно узнать у местных. Бывает, что в таких местах уже заранее заготовлены дрова — предыдущими туристами или местными. Но жители Каракольской долины, при всем их дружелюбии, особого стремления стать частью развивающейся туриндустрии не проявляют.
Как добраться
Ближайший аэропорт находится в Горно-Алтайске. Поездом можно доехать до Бийска (ближайшая железнодорожная станция), дальше автобусом до Горно-Алтайска. С автовокзала Горно-Алтайска ходят рейсовые автобусы и такси (в них набивается несколько человек, каждый платит за свое место) по всему региону. Отдельно в Каракольскую долину нет маршрутного транспорта. Как правило, доезжают до села Каракол на Чуйском тракте, дальше по долине легко путешествовать автостопом — это распространенный способ передвижения даже среди местных жителей. Если вы понравитесь местным жителям, у большинства из которых есть лошади, можно за небольшую плату добраться до озера Ару-Кем верхом или гужевым транспортом.
Цена вопроса
На троих человек за полторы недели бюджет составил около трех тысяч рублей. Из-за неразвитости туризма в долине нет фиксированных цен. Местные продукты стоят недорого: литр молока, например, не более 50 рублей (иногда и дешевле). Сыр — в зависимости от вида — от 50 рублей за полкило (что-то вроде местной вариации адыгейского сыра) до 200 рублей за те же полкило (это курут). Мясо — как договоришься, могут просто угостить внушительным куском, которого надолго хватит. Привозные продукты стоят дороже, чем в сетевых супермаркетах крупных российских городов, раза в полтора.
Главное — не воспринимайте как знак негативного отношения то, что местные жители будто бы не понимают по-русски или отвечают не на тот вопрос, который им задают. Здесь другие ритмы жизни, иные правила общения. Каракольцы считают уважительной длительную доброжелательную беседу, с многочисленными отступлениями от основной темы. Таким обстоятельным разговором совсем несложно расположить их к себе.