В прокате — новая комедия юмориста-провокатора Саши Барона Коэна «Братья из Гримсби», в которой автор Бората и Бруно одновременно воспевает быдло и высмеивает шпионскую агентуру. За последнюю в картине отвечает Марк Стронг, сыгравший новообретенного разведчика-брата для коэновского героя-гопника.
Для Марка Стронга «Братья из Гримсби» — фильм не самый характерный. Лондонский актер с итальянскими корнями давно закрепился в образе типичного британского злодея и переиграл предостаточно психопатов, киллеров и садистов — от «Пекла» и «Револьвера» до «Шерлока Холмса» и «Робин Гуда». Не то чтобы комедий в его фильмографии не было вовсе — Стронг играл даже в комиксной сатире «Пипец» — но таких, как «Братья из Гримсби», не было точно. На пару с Коэном они в фильме режиссера Луи Летерье бьют рекорды по частоте шуток на темы гениталий, анально-фекальных волнений, невыносимой тупости и провинциальной непроходимости. Стронг рассказал «Ленте.ру», зачем он на это согласился и что пережил на съемках.
«Лента.ру»: Как вас угораздило связаться с Сашей Бароном Коэном?
Марк Стронг: Все случилось быстро и неожиданно. Мне позвонил агент и сказал, что Саша прилетает в Лондон и хочет со мной встретиться. Ну, я несколько удивился — мы с ним были знакомы, но я даже в самых диких фантазиях не представлял себя в его кино. Мне предварительно прислали наброски некоторых сцен — и скажу честно, я посмотрел и ничего не понял. А на следующий день мы с Сашей встречаемся, я достаю свои реплики, собираюсь их с ним зачитывать, а он такой: «Не парься об этом, давай лучше импровизировать. Я твой брат, ты шпион, поехали!» Видимо, наимпровизировали мы что надо, потому что уже буквально на следующий день мне поступило предложение о роли.
Полагаю, в тот момент вы ничего не знали о самых непристойных сценах фильма?
Нет, в тот момент я не видел сценария, его даже не существовало еще. Но у Саши вся комедия построена на импровизации, поэтому я даже не сомневался, что сюжет успеет сто раз измениться.
То есть, Коэн заманил вас обманом?
Ну как обманом… Я знал, на что иду. Я хорошо знаком со всем, что делает Саша. Он жутко талантлив же! Хотя самые чумовые сцены в «Братьях из Гримсби», конечно, удивят даже бывалых фанатов комедии. Порой я сомневался в законности того, что мы делаем, что мы вообще имеем право показывать такое на экране. Я никогда подобного не видел за всю свою, в общем-то, довольно долгую жизнь. На лондонской премьере я специально остался в зале, чтобы послушать, будет вообще кто-нибудь смеяться или нет. И знаете, что самое интересное? Чем возмутительнее сцена, тем громче смеется зал. Есть что-то в том, чтобы смотреть на экран сквозь пальцы и не верить, что такое вообще возможно. И в этом как раз состоит смысл всего творчества Саши — он самозабвенно раздвигает границы допустимого, но при этом никогда их не переходит. И чем ближе к краю границы, тем громче смех в зале. Главное в этот момент — не перейти ту грань, за которой уже можно кого-то обидеть.
Было ли что-то такое, что вы отказались делать на съемках этого фильма?
Нет, на все послушно соглашался. Знаете, я привык сниматься в драме, и там у тебя чаще всего есть возможность сделать несколько дублей, отшлифовать свою реплику. Велик шанс, что каждый последующий дубль будет лучше предыдущего. С комедией все иначе: есть шутка, пусть и очень смешная, но от постоянных повторений она быстро теряет свой запал, да и ты от нее устаешь. В фильме есть одна знаковая сцена со слонами, так вот ее мы снимали три дня. Еще несколько дней пришлось потратить на фрагмент, где Саша высасывает яд у меня из яиц. Это очень смешно поначалу, но на второй, третий день уже совсем не до веселья — гэг становится рутиной и приходится постоянно себе напоминать: «Может, тебя уже и достала эта шутка, а зрители-то ее будут видеть в первый раз».
Кадр из фильма «Братья из Гримсби»
Полагаю, яйца-то были не настоящие?
Само собой! Вы видели их размер?! Как можно даже допустить мысль, что эти гигантские, уродливые, волосатые хреновины могут быть частью меня! Я возмущен. Ну и вообще, за такое я обычно беру гонорар в два раза больше. Хотя, если подумать, и тут стоило бы.
Вам не страшно, что люди в Гримсби и вообще на севере Англии воспримут это кино как оскорбление?
Когда я выходил из кинотеатра после премьеры, я увидел такого крупного, опасно выглядящего парня, который стоял, прислонившись к стене, и перегораживал мне путь. Я попытался протиснуться мимо него, и тут он так угрожающе говорит: «Я из Гримсби». У меня душа ушла в пятки, я подумал — ну все, сейчас будут бить. Робко спрашиваю: «Вы, наверное, оскорблены в лучших чувствах?» Он хлопает меня по плечу и говорит: «Да нет, братан, это было круто!» Конечно, кого-то фильм оскорбит, но вообще людей в наше время слишком многое оскорбляет, даже гораздо более безобидные вещи. В конце концов, мы смеемся не над Гримсби, а над Сашиным персонажем. Мне кажется, куда оскорбительнее считать, что они могут оскорбиться. Это все равно, что автоматически причислять жителей Гримсби к людям без чувства юмора.
Ну ладно, с жителями Гримсби разобрались, а как же быть со всеми остальными? Почему-то во всем мире принято считать, что британский юмор куда тоньше и изысканнее, чем то, что делает Саша.
Знаете, я сегодня давал интервью одной американской девушке, и она настойчиво спрашивала меня о Британии и о том, каково быть британским джентльменом. Мне кажется, она просто пыталась соотнести двух главных персонажей и понять, почему динамика их отношений нам кажется такой забавной. А все дело в классовой системе: Сашин Нобби остался в родном городе и живет своей жизнью районного гопника, тогда как мой Себастьян попал в Лондон и проапгрейдился до высших сословий столичного общества. И в нашей стране это очень и очень насущная проблема, которую грех не высмеять. Я недавно вернулся из Нью-Йорка, где провел полгода. Фразу «плавильный котел» используют слишком часто и не всегда по делу, но она и вправду идеально описывает то, что происходит в этом городе. Нью-Йорк наводнен людьми со всего мира, и все это знают, поэтому там взаимодействие различных слоев общества гораздо более развито. Там затерты классовые границы, и редко можно встретить проявления великосветского снобизма. А в Британии иерархическая система, и тут все строго — пирамида начинается с королевы и заканчивается недавними иммигрантами. И ты где-то между ними занимаешь свою определенную ступеньку. Многое о тебе становится понятно уже по тому, как ты одет и как разговариваешь. Об этом и фильм: два брата оказались на разных концах социальной лестницы, и им надо сделать все, чтобы как-то сократить это расстояние, найти общий язык и работать в одной связке.
А что вы делали полгода в Нью-Йорке?
Играл на Бродвее в пьесе Артура Миллера «Вид с моста». И знаете, что самое смешное? Два года назад я заканчивал прогон этой пьесы в театре «Янг Вик» в Лондоне. Буквально на следующий же день после этого начались съемки «Братьев из Гримсби». Мы работали над сценой, в которой Саша рассекал в кадре в шутовской шляпе и справлял малую нужду на мою ногу. К счастью, эта сцена в фильм не вошла. Когда мы закончили с Сашей, я отправился с той же пьесой Миллера в Вест-Энд. Отработал ее там, и тут же меня снова позвали на площадку «Гримсби», чтобы переснять некоторые сцены. Затем были восемнадцать недель на Бродвее, а после заключительного спектакля я сел на самолет и полетел в Лондон на мировую премьеру фильма. Непостижимо просто, как два совершенно разных проекта прошли рука об руку. Артур Миллер и Саша Барон Коэн два года синхронно отравляли мне жизнь.
Кадр из фильма «Братья из Гримсби»
Это говорит о том, насколько вы разносторонний актер. У вас вообще есть любимый жанр?
Думаю, драма. Например, из моих последних работ это «Шпион, выйди вон!», «Игра в имитацию» — такие фильмы мне и смотреть больше нравится, и сниматься в них. Но актеру всегда полезно вносить разнообразие в фильмографию, пробовать себя в разных жанрах. Я согласился на роль Синестро в «Зеленом фонаре», потому что никогда раньше не играл персонажа с силиконовыми накладками на лице. Я взялся за роль Хани Салаама в «Совокупности лжи», потому что ни разу не играл иорданца.
А это правда, что ваша карьера резко пошла в гору после того, как вы стали брить голову?
Ха, она уж точно стала более интересной! Кажется, вплоть до того решающего момента я вроде как считался молодым актером, пригодным для главных ролей. После этого я превратился в характерного актера, пригодного для ролей... скажем так, интересных.
Вы как-то заметили, что успех в кинобизнесе меньше всего зависит от таланта. От чего же тогда он зависит?
От удачи. От финансовой поддержки. От любой поддержки более успешных деятелей индустрии. В актерстве не действуют принципы меритократии, и совсем необязательно наверх пробиваются самые достойные. Да что там талант, тут даже трудолюбие ничего не гарантирует, так что мантра «чем больше стараешься, тем большего добиваешься» тоже не работает. Если ты, положим, адвокат, тут все намного понятнее: ты умен, компетентен, выигрываешь дела, поднимаешься вверх по карьерной лестнице. В нашем же бизнесе очень много хороших актеров прозябают без работы, при этом полно актеров посредственных, которые постоянно получают роли.
И вы не жалеете, что пошли в актеры?
Ни секунды. Я изучал юриспруденцию в Мюнхенском университете сразу после школы, поскольку тогда мне казалось, что я хочу быть международным специалистом по корпоративному праву. А потом в какой-то момент я осознал, что вместо этого хочу притворяться международным специалистом по корпоративному праву — но уже на камеру. Ну, знаете, играть человека, который ездит на дорогих машинах с собственным шофером и везде таскает с собой дипломат. По иронии судьбы, я пока так и не сыграл юриста! Наверное, мне все же больше нравилась идея, но на практике юриспруденция для меня оказалась суховатой и скучноватой. А ко второму курсу я вообще ее возненавидел. Если уж ты собираешься посвятить всю жизнь какой-то одной профессии, то сделай себе одолжение — выбери такую, которая не вызывает в тебе отвращения.
Юриста вы пока не сыграли, но это уже ваш четвертый за последние годы фильм, где вам досталась роль шпиона.
Да, это тоже очень странно. Раньше все считали, что мне надо играть злодеев, а потом журналисты спрашивали: «Не надоело играть злодеев?» У многих актеров карьеры получаются цикличными: стоит исполнить какую-то роль убедительно, как все потом начинают тебя с ней ассоциировать и зовут на похожие роли, потому что более-менее уверены, что ты с ними справишься. Я отыграл своих злодеев, и теперь почему-то все видят во мне шпиона. Вернее, не то чтобы шпиона, а человека, который идеально вписывается в мир шпионажа. И это круто, потому что в кино мир этот ужасно драматичен — там полно предательств, опасностей, заговоров. Я уверен, что в реальной жизни там все намного скучнее. Так же, как с работой полиции, например: я убежден, что она совсем не такая напряженная, как нам показывают в многочисленных полицейских сериалах на ТВ.
Наверное, это вас вселенная готовит к роли Джеймса Бонда?
Меня?! Ха-ха, я для этого слишком стар. Стар и лыс. К тому же Дэниел Крейг, по-моему, отлично справляется.
Но вот в «Братьях из Гримсби» у вас много экшен-сцен. Особенно в самом начале, снятых субъективной камерой — было бы круто увидеть что-нибудь подобное в фильмах о Бонде.
Да, экшен тут и вправду потрясающий. Жаль, ко всем этим трюкам, снятым субъективной камерой, я не имею никакого отношения — всю работу там делал каскадер. Я чувствую себя по этому поводу несколько виноватым: он прыгает, бегает, падает, набивает шишки — а мне достается вся слава. Если и съемки Бонда будут такими же, то я согласен. Где подписать?
Ну ладно, Бонд Бондом, но вот если бы вам с Сашей дали возможность поменяться ролями, вы бы справились? Помнится, вы уже сыграли свою версию Нобби в «Накале страстей», но это было много лет назад.
Хм, какой интересный вопрос… Я бы мог попробовать сыграть Нобби, но не гарантирую, что буду таким же изобретательно смешным, как Саша. У этого парня чувство юмора лезет из всех щелей, он просто хватается за любую идею и умеет на лету обыграть ее так, что будет смешно. Я так не умею. Но я совершенно убежден, что он смог бы сыграть Себастьяна. В реальной жизни Саша удивительно начитанный, образованный, интеллигентный человек с роскошным королевским акцентом. Когда мы закончили съемки в ЮАР и сели на самолет до Лондона, он не просто достал, но еще и начал увлеченно читать книгу о финансовом менеджменте. У него очень светлая голова на плечах, и это лишнее доказательство тому, что только умный человек может быть по-настоящему смешным.