Андрея Лысикова по прозвищу Дельфин почему-то называют рэпером, хотя рэп он читал в группе «Мальчишник» более двадцати лет назад. С тех пор Дельфин развился в совершенно уникального артиста. Так, он одним из первых у нас начал делать жизнеспособные хиты из сэмплов. Он и его коллеги всегда делали ювелирную работу в студии: такого саунда, как у Дельфина, нет ни у кого. Его стилю трудно подобрать определение: это пост-рок, инди-рок, альтернатива — все, что угодно. И при том, что Дельфин сочиняет глубокие стихи исключительно на русском (и ни с каким английским никогда не заигрывал), его творчество легко встраивается в мировой музыкальный контекст — вспомнить хотя бы хит «Глаза», записанный с американской инди-певицей по имени Стелла.
Каждый альбом Дельфина — это нечто новое и в музыке, и в текстах. Новый альбом «Андрей» — музыка прямого действия. Практически мелодекламация о себе. «Это точно не манифест. Это то, кем я являюсь на сегодняшний день. В абсолютно разных смыслах этого слова», — говорит он. Песни альбома не взяли на радио, но сама запись стала бестселлером. Также вышла книжка стихов Дельфина, на которой стоит имя автора и нет никакого названия. Книга тоже стала бестселлером. О том, куда и почему занесло Дельфина и чего ждать от грядущего концерта 28 февраля в Crocus City Hall музыкант и поэт рассказал в интервью «Ленте.ру»
«Лента.ру»: Книжка современной поэзии стала бестселлером, чего не было, как сказал один литературный критик, «со времен Саши Пушкина». Как ты к этому относишься?
Дельфин: Хорошие продажи связаны с тем, что многие покупают книгу в качестве сувенира. Не для того, чтобы читать, а для того, чтобы была и стояла. То есть в моем случае это нормально.
Почему сборник твоих стихов вышел только сейчас, хотя в массовом сознании уже давно укоренилось, что Дельфин — поэт?
Сейчас — самое время. Вчера она была не нужна, а завтра будет не так интересна.
В альбоме в основном емкие метафоры, отточенные рифмы — это «на автомате», наверное, не сочинишь. Как твой механизм сочинения стихов изменился за эти годы? Допустим, типа раньше был фристайл, теперь не фристайл.
Возможно. Я сам не отслеживаю эти механизмы.
Случайно или нет, у всех песен альбома название из одного слова (и даже символа)? Это намек на то, что здесь все просто и минималистично или нет? Или это вообще такой дизайнерский ход?
Чем больше слов — тем больше вариантов интерпретации. Но между именем трека и его содержанием существует абсолютная связь.
Считается, что у тебя мрачные песни. Мне кажется, с возрастом вообще мировоззрение выходит за рамки оппозиции «оптимист — пессимист». Осознание трагичности бытия уравновешивается «живы будем — не помрем», так примерно. Что ты думаешь на эту тему?
Я думаю, что воспринимать очевидное всегда труднее, чем жить в иллюзии вечного существования, которая активно поддерживается психотерапевтами масс-медиа и поп-культурой.
Ни одну песню из «Андрея» не взяли на радио. Это, видимо, новость для Дельфина...
Да, и новость хорошая. Все это не об этом. Смотри предыдущий ответ.
Насколько для тебя важно использовать сильные, шокирующие образы? Стоит ли опасаться обвинений в надавливании коленом на слезные железы?
Я могу себе это позволить.
Это восьмой твой альбом, и звучит он довольно необычно. Как придумался и из чего родился такой хитрый саунд?
Перед началом записи мы пробовали множество вариантов подачи свежего материала. Все это было неплохо, но не оставляло ощущения чего-то нового. Всегда сложно убежать от самого себя. Но однажды мы записали трек, который полностью определил новое звучание. Ирония в том, что сам этот трек в пластинку не вошел.
«Андрей» при этом стал бестселлером — это удивило или вы с командой закладывались на такой результат?
Я был бы рад, чтобы как можно большее количество людей открыло в новом альбоме что-то нужное для себя. Спасибо всем тем, кто это уже сделал.
Насколько ты сейчас зависим от рекорд-индустрии и шоу-бизнеса вообще?
Сейчас мы все — я имею в виду всех участников проекта — зависим от самих себя. От собственной лени, собственных идей и желаний.
«Более мелодекламации, чем песни», написано в пресс-релизе. Там же цитата: «Петь не хотелось». То есть это вообще уже другой жанр получается? Откуда опять-таки такая идея? И как это все будет воплощено live?
Идея была в том, чтобы не ограничивать себя песенной ритмически-музыкальной структурой, как было в предыдущих записях. Родилось понятие «эмоционального хита». То есть важна не навязываемая слушателю музыкальная фраза, а общее ощущение от трека, которое хотелось бы пережить — или нет — еще раз, но которое в любом случае оставляло бы сильное впечатление. Концертные варианты будут в значительной степени адаптированы. Концерт — это не наушники на голове. И чем больше концертов, тем больше появляется различий между выступлением и записанным материалом. Приходите, послушайте.