Кто бы мог подумать, что премия «Золотой орел», для некоторых отечественных кинематографистов если не ручная, то как минимум прирученная, сможет похвастать хотя бы подобием интриги? И тем не менее эта интрига наметилась еще в списке номинантов, а затем зрела всю вчерашнюю церемонию («Конкуренция была жес-то-ка-я», — пропел Никита Михалков) — чтобы в финале вдруг обнаружить свою беспомощность перед желанием и возможностью угодить решительно всем. «Лента.ру» разбирается в лауреатах «Золотого орла-2015».
«Солнечный удар»
Лучший игровой фильм, лучшая операторская работа (Владислав Опельянц), лучшая работа художника-постановщика (Валентин Гидулянов), лучшая работа художника по костюмам (Сергей Стручев), лучшая музыка к фильму (Эдуард Артемьев)
«Никогда прежде, поверьте, не было такой борьбы», — раскрыл секреты предыдущих церемоний Никита Михалков, получая главный приз. Никогда прежде на победу на «Золотом орле» не претендовали сразу и фильм, взявший режиссерский приз Венеции, и картина, отмеченная сценарным призом Канна и «оскаровской» номинацией. В том факте, что главная премия при этом не досталась ни Кончаловскому, ни Звягинцеву, в итоге есть даже определенная логика: из трех самых заметных фильмов года «Солнечный удар» призами наименее обласкан; почему бы эту оплошность не исправить? Тем более что на протяжении церемонии не раз напоминали, кто же здесь хозяин: то Валентин Гафт проболтается, как Никита Сергеевич его уговаривал прочесть стихи, то министр культуры Крыма разойдется в благодарностях за приглашение на сцену.
«Левиафан»
Лучшая работа режиссера (Андрей Звягинцев), лучшая женская роль (Елена Лядова), лучшая мужская роль второго плана (Роман Мадянов), лучший монтаж фильма (Анна Масс)
Для российского претендента на «Оскар» «Золотой орел» прошел, в целом, успешно: Звягинцеву вручили режиссерский приз (который в случае этой премии никак не может считаться утешительным), Лядова окончательно оформилась в качестве главной российской актрисы текущего момента, сын Романа Мадянова Роман Мадянов, получавший награду за отца, воспользовался возможностью признаться папе в любви. Важнее, впрочем, слова поддержки, произносившиеся в адрес фильма со сцены — и резко контрастировавшие с тем негативным фоном, который в последнее время окружает «Левиафана». Трудно поверить, но без шпильки в адрес фильма обошлась даже одиозный главный редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская (хорошо бы, она еще и обошлась без мехового воротника).
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Лучший сценарий (Андрей Кончаловский, Елена Киселева)
Венецианский лауреат удостоился респектабельного приза за сценарий (и шутки Олега Табакова о том, что некоторым режиссерам пришел возраст любить природу) — тем более парадоксального, что снимались «Белые ночи» толком без сценария, а их сюжет, по словам самого же Кончаловского, сложился на монтаже. Сам Кончаловский на премию не приехал, сославшись на занятость, но через соавтора Елену Киселеву обратил внимание общественности на перспективность малобюджетного кино. Злободневно!
«Weekend»
Лучшая работа звукорежиссера (Олег Урусов), премия за вклад в киноискусство (Станислав Говорухин)
Номинированный почти во всех возможных категориях лютый православный нуар Станислава Говорухина в итоге остался практически без наград — что академики компенсировали специальным призом за вклад в профессию и специфическим поздравлением от Сергея Соловьева (назвавшего Говорухина человеком с самым омерзительным характером в стране). А ведь полтора года назад после премьеры «Weekend» на «Кинотавре» Говорухин был так возмущен приемом фильма, что обещал уйти из профессии!
«Кино про Алексеева»
Лучшая мужская роль (Александр Збруев)
Пожалуй, самая бесспорная премия из всех, врученных вчера на «Мосфильме», досталась Александру Збруеву, ролью в «Кино про Алексеева» вернувшемуся на большой экран после восьмилетнего перерыва и сыгравшему портрет (хоть и сатирический) не столько конкретного человека, сколько целого поколения. Получая награду, Збруев призвал это поколение не забывать, вспомнив Михаила Кононова и Олега Янковского, — а заодно прочитал современным киношникам лекцию о важности театра в актерской жизни.
«Оттепель»
Лучший телевизионный сериал, лучшая женская роль на телевидении (Виктория Исакова), лучшая мужская роль на телевидении (Евгений Цыганов)
Приз за лучший сериал Валерий Тодоровский получал под меткую реплику Сергея Снежкина: «Есть честные церемонии и фестивали, а есть — не очень» (подразумевалось, что победа «Оттепели» — как раз из числа честных). Наблюдение режиссера по итогам вчерашнего вечера можно было бы расширить: есть церемонии честные, есть — не очень, а есть «Золотой орел».