Лучшие игры 2014 года От Divinity: Original Sin до Destiny

Скриншот: Metal Gear Solid V: Ground Zeroes

Что интереснее: отрубать головы оркам, расстреливать нацистов из пулемета или гулять по Южному парку? Пять наиболее известных российских игровых критиков и редактор игрового раздела «Ленты.ру» называют лучшие проекты прошлого года и объясняют свой выбор. По количеству упоминаний лидируют дорогие шутеры Destiny и Wolfenstein: New Order, но и низкобюджетные The Banner Saga и Endless Legend пришлись экспертам по нраву.

Владимир Горячев, шеф-редактор игрового портала Riot Pixels, ранее — шеф-редактор игрового портала AG.ru

South Park: The Stick of Truth

Сменив издателя и сорвав несколько сроков релиза, эта ролевая игра не растеряла по пути то, за что мы любим South Park. Веселая, остроумная, с кучей отличных пародийных моментов и «пасхалок». Ощущения в конце — будто только что посмотрел запоем целый сезон мультсериала.

Divinity: Original Sin

Пока мейнстримовые RPG вроде Dragon Age: Inquisition становятся все проще в угоду широкой аудитории, бельгийская «инди»-студия Larian пошла наперекор тренду. Здесь никто не водит игрока за руку по открытому миру и не кормит с ложечки готовыми решениями, а любое задание можно выполнить несколькими путями. У ее авторов есть не только чувство юмора, выдающее в них поклонников Терри Прэтчетта, но и редкая в наши дни порядочность — за полгода они устранили почти все огрехи, за которые игру ругали в первый месяц после релиза.

Endless Legend

2014-й стал годом возрождения для стратегий в поджанре 4Х, но ни одна из них не увлекла меня так сильно, как Endless Legend. Простые и в то же время продуманные правила, увлекательные цепочки заданий, непохожие расы, стильная картинка, напоминающая вступление к «Игре престолов», — перепроходить кампанию можно по много раз. И, кстати, актуальную тему «зима наступает» здесь раскрыли по полной.

Петр Сальников, руководитель игрового портала Gmbox.ru

Destiny

Формально Destiny — онлайн-игра с очень условной историей про то, что в далеком будущем на процветающее человечество напала Тьма и все разрушила. Вместе с друзьями нужно летать с одной планеты на другую, много стрелять, получать очки опыта и охотиться за редкими ценностями — звучит как типичная MMO. Фактически же Destiny — это совершенно фантастическое приключение, в котором участвует кто-то кроме вас. Здесь потрясающе красивый космос, дающий редкое ощущение присутствия на Венере, Луне, Марсе, и рядом на футуристическом мотоцикле едет не выдуманный персонаж, а ваш коллега с работы. И вы вместе проваливаетесь в эту историю, купаетесь в ней, смакуете каждый кадр огромного полотна.

Wolfenstein: The New Order

В начале 90-х вышла Wolfenstein 3D — довольно важная игра про американского солдата, который бежит из немецкой тюрьмы. Спустя 22 года появились одновременно и ремейк, и продолжение, и полное переосмысление старой истории. В отличие от многих «игр про Вторую мировую», The New Order исполнена в китчевом дискурсе, хотя периодически умеет сделать в меру серьезное лицо. Вкратце все это напоминает тарантиновских «Бесславных ублюдков»: сначала вы час расстреливаете сотню немцев из автоматических дробовиков, которые герой держит в обеих руках, а потом вам показывают, как все это ужасно, но вам почему-то очень весело. Выдающаяся игра контрастов, прекрасная стрельба, выдержанный стиль.

Divinity: Original Sin

Есть ряд разработчиков, которые в продвижении своих игр упирают на «дух старой школы», так любимой нами в 1990-х. Бельгийцы Larian Studios, авторы Original Sin, из их числа. Сначала кажется, что вдохновение и вправду пришло из глубин эпохи Fallout и Baldur’s Gate, но потом выясняется, что это на самом деле очень современная и гармоничная игра. Наверное, самое важное, что Original Sin сделана руками, а не на конвейере. Здесь нет заданий из серии «собери восемь», «убей шесть» и так далее. И главное: в Divinity потрясающе детализированные тактические бои. Если бы кроме них в игре вообще ничего не было, то это все равно была бы прекрасная RPG.

Антон Логвинов, блогер (alogvinov.com), в прошлом — создатель и руководитель игрового видеожурнала «Видеомания»

The Banner Saga

Год получился довольно интересным. С одной стороны — хороший, но слишком предсказуемый мейнстрим, с другой — поток совершенно прекрасных игр с Kickstarter, многие из которых созданы звездами разработки прошлых лет. Мой любимый пример — Banner Saga. Выходцы из Bioware буквально на коленке сделали помесь тактической RPG и интерактивной книжки про викингов с уникальным визуальным стилем и мощнейшей атмосферой. От нее совершенно невозможно оторваться, а каждый выбор ведет к неоднозначным последствиям. Получилось недорого, но стильно и намного интереснее крупнобюджетной, но вымученной «Dragon Age: Инквизиции» от все той же Bioware. Денег собрали больше, чем нужно, вышли в Steam, получили много наград, потом перебрались на iOS, теперь готовятся покорять консоли и разрабатывают вторую часть. Красивая история.

Metal Gear Solid V: Ground Zeroes

Пример того, что высокобюджетные игры еще могут покорять новые горизонты. Хидео Кодзима — заслуженный деятель игровой индустрии, творчеством которого миллионы игроков восхищаются уже почти 30 лет. Он один из тех редких авторов видеоигр, кто делает настоящие, глубокие истории и работает над их постановкой лучше многих именитых голливудских режиссеров. Но в итоге Кодзима, как и большое число творцов, уперся в потолок собственной компетентности — старые идеи все меньше работали, а наращивание масштабов вело серию Metal Gear Solid в тупик. И вот в 51 год он нашел силы переизобрести свою игру и даже целый жанр. Получился настоящий шпионский боевик в открытом мире с неординарными ситуациями и думающими врагами. И эффектная режиссура с мастерскими электронными треками Гарри Грегсона-Уильямса на месте. Но пока это только пролог — полноценная игра выйдет в 2015 году.

Destiny

На мой взгляд, главный проект года. Компания Bungie большую часть сознательной жизни делала сериал Halo для Microsoft. Отделившись, студия продолжила создавать привычную для себя игру, но на этот раз добавила в нее элементы, присущие жанру глобальных онлайновых игр. Это поначалу сбило с толку многих журналистов, пытавшихся оценивать новинку в привычных координатах. Но в итоге все получилось: 13 миллионов игроков приобрели Destiny в первые три месяца, оторваться от нее просто невозможно. По сути, это прототип игры будущего. ММО многим надоели из-за своей примитивности, одиночные шутеры практически вымерли, потому что в них нельзя играть с друзьями, а Destiny как раз такой очень правильный гибрид, выделяющий главное из обоих жанров. Осталось дело за малым — дать игрокам как можно больше контента. С этим у Activision и Bungie, думаю, проблем не будет. Для меня Destiny навсегда останется единственной игрой, которая заставила троих взрослых мужиков две недели подряд отстреливать инопланетную вражину, несмотря на угрозы развода и пролетающие где-то на фоне сковородки. У одного во время рейда родился ребенок.

Константин Говорун, главный редактор игрового портала IGN Russia

Shadow of Mordor

Один из трендов на ближайшее будущее — игры с историей, которая генерируется на лету и уникальна для каждого геймера, но при этом вызывает такие же эмоции, как и подготовленная сценаристами заранее. В боевике Shadow of Mordor самое интересное — враги, меняющиеся в результате стычек с вами (а также друг с другом). Выбегает, например, навстречу безобразный орк, указывает на шрам на голове, кричит: «Ты нанес мне рану, но я выжил!» — и упоминает другие подробности предыдущих встреч. Через десять часов геймер обычно помнит самых колоритных врагов по имени и в лицо, у него даже появляются любимчики, которых жалко убивать. Ощущения просто невероятные, особенно во второй половине игры, когда орков можно подчинять себе и собирать собственную армию темных сил. На этом фоне основная, заранее прописанная история о событиях, предшествовавших «Властелину колец», несколько меркнет, но это уже не важно.

Wolfenstein: The New Order

Говорят, что однопользовательский режим в играх умирает, а уж в шутерах так точно никому не нужен. В новой части культового Wolfenstein, напротив, совсем нет мультиплеера. В The New Order каждый найдет что-то свое: фанаты шутеров 90-х побегут искать потайные комнаты в нацистском замке, любители истории — разглядывать застроенный Шпеером альтернативный Берлин, а журналисты-феминисты — писать колонки о самой правильной сцене секса в истории. И смешные, и страшные эпизоды Wolfenstein: The New Order вроде атаки роботизированных собак-убийц и расстрела пациентов в польской больнице складываются в цельную, яркую историю, рассказанную именно игровыми, а не киношными средствами. Это прекрасно.

Destiny

Критики оценили шутер настолько сдержанно, что за ним закрепилось шутливое прозвище 6/10. Претензии к Destiny кратко можно описать так: слишком мало содержания. А похвалу вот так: зато содержание чертовски увлекательно. Destiny — идеальное развлечение для геймеров с низким игровым темпераментом. Включил — и всегда можно найти чем заняться после тяжелого рабочего дня. Хочешь — стреляешь по монстрам в одиночку, хочешь — делаешь это в маленькой или большой компании, а хочешь — сражаешься с живыми соперниками. Процесс гарантированно увлекателен. Также Destiny стоит похвалить за, пожалуй, самые красивые ландшафты Луны, Марса и Венеры в истории игр (возможно, и кино), а также божественный саундтрек, в которым самым слабым звеном внезапно оказывается неплохая песня сэра Пола Маккартни.

Сергей Галенкин, блогер (galyonkin.com), ранее — главный редактор игрового журнала Gameplay (Украина)

2014-й оказался очень удачным для мобильных игр — вышло много настоящих игр, а не ферм-попрошаек, как в прошлые годы. Особенно запомнились карточная стратегия Hearthstone: Heroes of Warcraft, сетевой боевик World of Tanks: Blitz и ролевая стратегия Shadowrun: Dragonfall. Я в этом году довольно много времени провел в командировках, и эти три игры меня здорово выручали.

На больших платформах хочу отметить разве что незаслуженно забытый Wolfenstein: The New Order — военный фильм, хорошо замаскированный под легкий боевичок с наци-зомби. Темы любви, самопожертвования, прав женщин и меньшинств раскрыты в «несерьезном» Wolfenstein куда лучше, чем в более дорогих и громких проектах года.

Еще в конце года вышла Elite: Dangerous, ремейк моей любимой игры 30-летней давности. Да, она несовершенна, но вот уже две недели я играю в нее по несколько часов в день, со мной такого не было очень давно.

Наталья Одинцова, редактор игрового раздела «Ленты.ру», ранее — заместитель главного редактора журнала «Страна игр»

Bayonetta 2

Со стороны Bayonetta 2 выглядит чистейшей воды сумасбродством. На экране бушуют спецэффекты, враги мечутся, словно обезумевшие, а главная героиня, ведьма по имени Байонетта, запросто крепит к ногам бензопилы и обнажается прямо на поле боя, используя собственные волосы то как оружие, то как костюм. Одновременно сердце игры — отлично выверенная боевая система и требовательность к мастерству игрока. Не всем понравится своеобразная эстетика Bayonetta 2, но на сегодняшний день это лучший образец так называемых слэшеров — подвида экшнов, к которым относят, например, Devil May Cry и Metal Gear Rising. Создатели проявляют невероятную изобретательность, придумывая испытания для героини, и ухитряются удивить даже тех, кто изучил вдоль и поперек первую часть. Возможность сыграть в онлайне за недоступных ранее персонажей — как вишенка на торте.

Dragon Age: Inquisition

Если разбирать все компоненты «Инквизиции» по отдельности, в каждом обязательно отыщутся недостатки. Скажем, герою выдают немало заданий, но зачастую их нельзя решить альтернативными способами. Сказали убить негодяя — значит, нужно идти и убивать. При этом если рассматривать «Инквизицию» как целое, то даже в нынешнем виде это грандиозное приключение в огромном и завораживающем своей красотой мире, полном политических интриг в духе исторических романов. Отдельное удовольствие — налаживать отношения с обитателями этого мира, в особенности — с ближайшими союзниками героя. Ни одна другая игра в 2014 году не увлекала меня настолько сильно, чтобы хотелось включать ее каждый день несколько недель подряд в режиме «ура, появились свободные полчаса — пойду раздам задания советникам».

Shin Megami Tensei IV

Токио после апокалипсиса очень похож на настоящий, только с лужами ядовитой жижи и рыскающими повсюду сверхъестественными существами. Но виртуальный туризм не единственное достоинство этой RPG из цикла Shin Megami Tensei, которую с большим опозданием издали в Европе. Создатели находят верный баланс между старым и новым. С одной стороны, это игра «старой закалки», в которой, например, все пункты назначения нужно разыскивать, не ожидая, что на карте мира появится значок-подсказка. С другой, в ней куда комфортнее преодолевать испытания и собирать команду соратников, чем в предыдущих выпусках. Традиционно союзников можно вербовать прямо на поле боя, вступая в переговоры с врагами-демонами: это одно из главных развлечений в игре.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше