В Париже трое неизвестных под крики «Аллах акбар» расстреляли из автоматов и гранатомета редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo. Этот террористический акт в очередной раз продемонстрировал уязвимость современной европейской цивилизации перед противником, не связанным присущими ей моральными и политическими ограничениями. А вопрос пределов толерантности продолжает оставаться табуированным.
Свобода, ограниченная выстрелом
Атака на редакцию Charlie Hebdo прошла по классической террористической схеме, неоднократно опробованной радикальными группировками на Ближнем Востоке (в том числе в Сирии и Ираке), Северной Африке и других районах. Небольшая группа на автомобиле стремительно наносит удар по объекту (или подрывает его) и столь же быстро отступает (если речь не о смертнике), независимо от достигнутого результата. Регулярные атаки такого рода заставили Дамаск, Димашк-Эш-Шам, один из древнейших и красивейших городов мира, ощетиниться блокпостами, перекрыв бетонными блоками и новые проспекты, и узкие улочки Старой Медины. В районе ключевых объектов, представляющих наибольший интерес для террористов, проезд на автомобиле невозможен уже в радиусе многих сотен метров — были случаи доставки к важным учреждениям фугасов весом в тонну и более.
Дамаск привык и приспособился к такому образу жизни. А с мятежных окраин регулярно доносятся раскаты артиллерийских залпов.
Но сегодня речь не о Дамаске. 12 убитых (включая двоих патрульных полицейских) и 10 раненых — таков итог теракта в редакции французского журнала, расположенной в Париже. Среди погибших четыре карикатуриста еженедельника, в том числе главный редактор издания Стефан Шарбонье. Нападавшим удалось скрыться.
Причиной атаки, как предполагается, стала публикация в официальном Twitter-аккаунте еженедельника карикатуры на главу «Исламского государства» Абу-Бакра Аль-Багдади. Журнал и раньше публиковал карикатуры, вызывавшие негодование мусульман.
Мировые лидеры выразили Франции соболезнования, назвав случившееся «атакой на свободу слова». В то же время, следует отметить, что сама обстановка, сложившаяся во Франции и многих других странах Европы к настоящему времени, способствует продолжению таких атак.
Толерантность к нетерпимости
Растущий миграционный поток сформировал во многих странах Европы (а во Франции — в первую очередь) довольно многочисленные и влиятельные диаспоры, отличающиеся от коренного населения как по национальному составу, так и по религиозным и политическим предпочтениям. Впервые за много столетий, миновавших после уничтожения испанцами Гранадского эмирата, в Западной Европе вновь возникло постоянное исламское население.
В качестве одного из способов обеспечить мирное сосуществование столь различных социальных групп на Западе рассматривается политика толерантности, понимаемая как терпимость к иным взглядам, нравам и привычкам. Освященная, среди прочего, знаменем борьбы против тоталитарных идеологий (прежде всего против нацизма) толерантность стала фактически господствующим направлением европейской социальной политики. Все оппоненты этой политики неизменно вытесняются в маргинальную среду.
Однако механизм, который со скрипом, но может работать в качестве средства предотвращения конфликтов между представителями одной (европейской) цивилизации, исповедующими христианские религии (или являющимися атеистами), политические и экономические взгляды, придерживающимися различной сексуальной ориентации и т.д., оказался де-факто неработоспособным при столкновении с иной цивилизацией, с принципиально иным набором ценностей. Для радикальных исламистов, представляющих «боевое крыло» исламской цивилизации, никакой толерантности не существует в принципе, а представители иных идеологий и религий — законная военная цель.
На Ближнем Востоке, в Африке, в ряде стран Центральной и Юго-Восточной Азии этот тезис подтверждается ежедневно и ежечасно: от атак исламистов гибнут десятки и сотни человек, в том числе умеренных мусульман, не поддерживающих радикалов.
В Европе такие атаки пока редки в том числе и потому, что лидеры исламистов понимают значение континента для решения своих задач. В условиях господствующего в политике принципа толерантности в сочетании с растущим влиянием исламских диаспор Европа превращается в политического союзника исламистов, поддерживая их во многих ключевых вопросах, в частности все чаще оказывая давление на Израиль. Кроме того, Европа — источник дохода как за счет поставок нефти, так и за счет переводов от членов диаспор своим близким в соответствующие страны.
Теракт против редакции Charlie Hebdo можно было бы считать эксцессом, однако, как показывает практика, безнаказанность развращает, а средств для достаточно внятного ответа террористам у Европы нет. Регулярные бомбежки территорий «Исламского государства» не могут ни уничтожить, ни запугать тех, кто десятки лет растет среди постоянных войн и конфликтов, особенно когда ЕС и США своими же руками с 1990-х годов последовательно уничтожают светские военные режимы исламских государств. Европейское правосудие и тюрьма для тех, кто уже в Европе, тем более не могут устрашить радикалов, которым в случае ослушания и иного неповиновения грозит куда более страшная кара со стороны своих же соратников.
Эффективным средством мог бы стать основательный пересмотр миграционного режима, равно как и изменение подхода к толерантности, как минимум, с целью ее распространения только на тех, кто сам готов толерантно относиться к окружающим. Однако действующая политическая система Европы, скорее всего, исключает такую реформу.
Что может быть результатом? Сказать сложно. Вполне возможно, дело закончится приходом к власти в ряде европейских стран праворадикальных партий, которые изменят политику своих государств уже без согласования с ЕС. Не исключен и другой исход: под влиянием СМИ и политической пропаганды Европа продолжит отступать, отдавая исламским радикалам все большую часть политического поля.
Будущее предсказать невозможно, но в любом случае в нем нет места ЕС и другим европейским политическим институтам в их нынешнем виде.