В Британском музее в Лондоне сейчас идет выставка Witches and Wicked Bodies («Ведьмы и нечистые телеса»). На экспозиции можно проследить, как менялось в европейском обществе отношение к ведьмам на протяжении пяти веков — с середины XV до конца XIX века.
Главное, что может увидеть на выставке внимательный посетитель — последовательная демонизация женщины и женского начала в европейской средневековой культуре.
На картинах Альбрехта Дюрера (1471-1528), Агостино Венециано (1490-1540) и Ханса Бальдунга (1484-1545) женщины, особенно старые, воплощают темное начало и изображаются преданными последовательницами дьявола, в то время как мужчины выступают в роли жертв или святых, искушаемых ведьмами. Так, популярным сюжетом того времени является искушение св. Антония Египетского обнаженными демоницами.
В 1478 году Фердинанд и Изабелла Испанские создали Святую инквизицию. В 1487 году Якобом Шпренгером и Генрикусом Инститорисом в Страсбурге был опубликован печально известный трактат «Молот ведьм», который оказал огромное воздействие на европейскую судебную практику в области женского колдовства. Хотя магическими возможностями могли обладать равно мужчины, женщины и дети, большинство тех несчастных, кто был осужден и наказан за колдовство, были женщинами. В 1581-1593 году в Германии суды приговорили к смерти за ведьмовство более 1000 женщин, включая малолетних. Все эти факты сведены в таблицы на стене выставочного зала и придают экспозиции дополнительный мрачный оттенок.
Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images / Fotobank
В XV-XVII веках художественная графика вкупе с проповедями в церквях играла роль современных СМИ и вносила значительный вклад в формирование общественного мнения о женщинах как о сосудах зла.
Позже монстров в женском обличье можно обнаружить в работах Франсиско Гойи (1746-1828). Лишь в середине XIX века общество перестает относиться к колдовству, порче и черной магии серьезно и начинает использовать образы ведьм в политических карикатурах.
Наконец, к концу XIX века под влиянием романтизма в изображениях «феминного зла» отвратительных старых ведьм с обвисшей грудью и змеями вместо волос сменят загадочные сирены, представленные на выставке в Британском музее работами Эдварда Бёрн-Джонса (1833 – 1898), Данте Габриэля Россетти (1828-1882) и Одилона Редона (1840-1916). Мужчины викторианской эпохи продолжают опасаться женского начала, однако уже не рискуют сжигать на кострах тех, кто их возбуждает.