В первый же день игровой выставки Tokyo Game Show кто-то опубликовал в интернете провокационную фотографию: мол, посмотрите на безлюдный стенд компании Microsoft. Автор сообщения слукавил. Фото было сделано ранним утром — до того, как в выставочных залах комплекса Makuhari Messe стало тесно от гостей, а к консолям Xbox One с демоверсиями Call of Duty: Advanced Warfare выстроились огромные очереди.
Нынешняя, восемнадцатая по счету, Tokyo Game Show ярко продемонстрировала, каким стереотипам о японском рынке стоит верить, а каким — нет. Вот, например, мнение: в Японии просто обожают играть на смартфонах. Подтверждение тому встречаешь еще на подходе к выставке. Рекламой мобильных игр облеплены все эскалаторы на ближайшей станции метро. На каждом плакате — сексапильные героини в провокационных позах. Официальный буклет подкрепляет первое впечатление цифрами. Разработчики — от крупных компаний, таких как GREE, с годовым оборотом более миллиарда долларов, до маленьких независимых студий с десятком сотрудников в штате — подготовили для показа свыше 500 новинок для мобильных телефонов и планшетов, то есть вдвое больше, чем год назад. Типичный пример востребованной игры — The Idolmaster Million Live!, симулятор продюсера девичьей поп-группы: нужно собирать карты с изображениями исполнительниц и использовать их в битвах с конкурентами. Игра бесплатная, но пользователей мотивируют ежемесячно тратить существенные суммы (до нескольких тысяч долларов) во встроенном магазине, чтобы увеличить шансы на победу.
Милые мордашки героинь или забавных зверьков — залог успеха на японском рынке мобильных и онлайн-игр. Создатели белорусской World of Tanks попробовали выйти из положения, договорившись о партнерстве с популярным аниме-сериалом Girls und Panzer о школьницах-танкистках. Тем не менее, по данным AppStore, только две из десяти самых прибыльных игр для iPad и iPhone в Японии — те же, что и в российских и американских чартах, причем World of Tanks: Blitz в их число не входит. Лидером уже не первый год остается Puzzle & Dragons от GREE.
Часто говорят, что японская индустрия была сильна в середине девяностых, однако окончательно сдала позиции на мировом рынке и замкнулась в себе. В это легко поверить, когда видишь стенд низкобюджетного боевика Oneechanbara Z2: Chaos. Консоли с демоверсиями расположены так, что посетителям приходится просовывать голову в гигантские нарисованные груди главной героини — на потеху публике в очереди. Это полностью соответствует духу игры, в которой красотка в бикини картинно рубит катаной зомби. Игры на грани фола в Японии не оскорбляют общественные вкусы, хотя западные журналисты в один голос твердят о пошлости. Кроме того, на выставке множество новинок по мотивам аниме-сериалов, радующих фанатов первоисточника. Например, Bandai Namco показала файтинг Dragon Ball Xenoverse, где можно создать собственного персонажа и отправить его в ученики к культовым героям, придуманным художником Акирой Ториямой.
В то же время японские компании представили на Tokyo Game Show подборку высокобюджетных новинок, обреченных на многомиллионные тиражи во всем мире. Компания Square Enix обрадовала публику новостями о ролевой игре Final Fantasy XV, ожидаемую поклонниками сериала уже восемь лет. Ее рассчитывали увидеть еще на PlayStation 3 и почти списали со счетов, но у проекта внезапно сменился режиссер, и демоверсия выйдет совсем скоро — в марте будущего года. На стенде Konami основное внимание уделили свежей части стелс-боевика Metal Gear Solid V: The Phantom Pain — одному из основных претендентов на звание лучшей игры 2015 года. Над посетителями парила нелепая пластиковая овца — кивок в сторону спасательной системы Фултона, принятой на вооружение ЦРУ и ВВС США в 1958 году и воспроизведенной в The Phantom Pain. Разработчики показали запись прохождения новой миссии в Африке и объяснили, какую роль в событиях сыграет снайперша Quiet в нарочито непристойном костюме. Также гостям стенда предлагали сняться в мини-фильме, копирующем сцену из игры, посмотреть ток-шоу с участием команды Metal Gear Solid V и оставить послание создателю сериала Хидео Кодзиме на специальной доске. Столь пристальное внимание к личности автора оправдано тем, что в мире видеоигр он — такая же величина, как Квентин Тарантино в кино.
Принято считать, что вкусы японских и европейских геймеров сильно различаются. В это верили даже местные игровые издательства. Еще несколько лет назад все они активно и неумело старались угодить западным вкусам. Например, у игры Nier от Square Enix имелось две версии: со взрослым и суровым на вид главным героем для Запада, и смазливым подростком — для местного рынка. A Bandai Namco наняла для новой части авиасимулятора Ace Combat американского сценариста и перенесла место действия из выдуманной вселенной в реальный мир — с русскими самолетами в небе над Майами. Однако все эти эксперименты с треском провалились.
Сейчас, как и в сверхуспешные девяностые, японцы создают игры, интересные им самим, в расчете на то, что качественный продукт обретет популярность повсюду, вне зависимости от культурных различий. Хороший пример — показанная на выставке Bloodborne от Sony, невероятно сложная ролевая игра, в которой даже опытные геймеры будут погибать сотни раз, парадоксальным образом получая от этого удовольствие. А в пику недавней Resident Evil 6, стилизованной под западные боевики, но раскритикованной в прессе, появились сразу два хоррора (The Evil Within и Resident Evil Revelations 2), пропагандирующие возвращение к корням жанра. Зарубежные геймеры настойчиво просят издателей опубликовать за океаном и такие вроде бы сугубо японские игры, как Yakuza Zero — очередной выпуск сериала Yakuza (на родине Ryu ga Gotoku) от Sega, где досконально воспроизводятся реалии местной организованной преступности. C другой стороны, японские потребители распробовали игры образца Call of Duty, хотя еще десять лет назад шутеры от первого лица большинству граждан страны Восходящего солнца были не интересны.
Японский игровой рынок уникален. Местная продукция может показаться странной для человека со стороны. В играх часто затрагиваются фетиши и шутки, понятные лишь японцам. Такие штрихи принято называть фансервисом. Он встречается даже в произведениях на серьезные темы, например в том же Metal Gear Solid. Тем не менее, как и прежде, японские игры нередко «выстреливают» на Западе и своими оригинальными идеями выгодно отличаются от конвейерных блокбастеров о солдатах американской армии.