Недавнее решение о переводе директора Государственного музея кино Наума Клеймана на должность президента стало поводом для петиции трудового коллектива музея, опубликованной на сайте change.org. В письме за 20 подписями (11 сотрудников, включая самого Клеймана и нового директора Ларису Солоницыну, на собрании отсутствовали) изложены требования к министерству культуры закрепить в контракте Клеймана его обязанности как президента, поскольку в уставе Музея кино такой должности нет. «Лента.ру» напоминает читателям, чем замечателен Музей кино и почему вокруг смены его руководства возник конфликт.
Музей кино относится к числу культурных институций, о которых все слышали, все знают, но вряд ли кто-нибудь уверенно скажет, где он находится. Между тем у него весьма долгая и славная история, в последние годы не лишенная драматизма.
Музей был создан в первые годы после революции в рамках Государственной академии художественных наук (ГАХН). В 1932 году ГАХН упразднили, для хранения негативов построили Всесоюзное фильмохранилище в подмосковных Белых Столбах, которое к 1948 году было преобразовано в Госфильмофонд. В 1960-е правление Союза кинематографистов (СК) СССР организовало музейную комиссию и начало строительство Киноцентра на Красной Пресне, которое затянулось на годы.
В 1984-м по решению СК в его подразделении — Всесоюзном бюро пропаганды киноискусства — приступает к работе Музейный отдел, к 100-летию Чарли Чаплина реорганизованный в Центральный музей кино. Леди Уна Чаплин дарит новому музею фильм «Великий Диктатор», показом которого открывается Большой зал Киноцентра. В достроенном к тому моменту здании располагаются фондовые хранилища, выставочные помещения и система кинозалов (первоначально их было шесть), в которых начинается показ отечественного и мирового кино по музейным принципам.
В 1992 году Музей кино становится самостоятельной некоммерческой культурно-просветительской организацией под эгидой Союза кинематографистов, Госкино и министерства культуры. В 2001-м было принято решение о придании ему статуса государственного.
Коллекция музея складывается из научной библиотеки, рукописного фонда (архивы), изобразительного (эскизы декораций, костюмов, раскадровки и т.д.) и предметного фондов (аппаратура и приспособления для киносъемки), плакатного и фонда анимации. Наиболее многочисленным музейным собранием является фототека, где хранятся негативы, фотоотпечатки, слайды, открытки, а также срезки кадров, не вошедших в монтаж фильмов. Но наиболее востребованным видом деятельности Музея кино в период с 1992 по 2005 годы, когда он располагался в здании Киноцентра и обладал несколькими кинозалами на 40-200 мест, был показ редких кинолент, не идущих в прокате.
Расцвет Музея кино как места, где собираются синефилы, совпал с приходом на директорский пост крупнейшего специалиста по наследию Сергея Эйзенштейна, киноведа и историка кино Наума Клеймана, который возглавил музей в 1992-м.
С этого момента Музей кино стал одним из наиболее востребованных мест интеллектуального досуга в Москве, поскольку до эпохи интернет-пиратства трудно было где-либо еще увидеть фильмы, не имеющие коммерческих перспектив, зато обладающие значимой культурной ценностью. В советский период не только большинство архивов было недоступно, но и любой показ иностранной картины вне кинотеатра сопровождался чуть ли не шпионскими предосторожностями. С началом Перестройки ситуация постепенно менялась, а в новейшие времена музей под руководством Клеймана сделал все возможное, чтобы познакомить заинтересованную публику с шедеврами мирового кино без купюр и цензурных ограничений.
Однако в середине 2000-х здание Киноцентра было продано. Новому владельцу, пожелавшему открыть в нем рестораны и казино, присутствие под одной крышей подобного культурного центра пришлось не по вкусу. Музей был вынужден покинуть свое помещение.
История с потерей Музеем кинозалов и хранилищ имела широкий общественный резонанс. Призывы защитить коллекцию и ее создателей от выселения выплеснулись на улицы, возникли даже небольшие стихийные митинги в центре Москвы, что позволило тогда проводить исторические параллели с защитой Французской синематеки в 1968 году в Париже, хотя последствия были, конечно, несопоставимы. Политической окраски эти акции не имели: в 2004 году участники требовали оставить Музей в старом здании, в 2005 — предоставить синематеке новое помещение, позволяющее по прежнему проводить киносеансы и работать с архивами и коллекциями. Тем не менее, несмотря на моральную поддержку ведущих кинематографистов со всего мира, до сегодняшнего дня свое помещение у музея отсутствует. Хранилища переведены на Мосфильм и благодаря его директору Карену Шахназарову продолжают пополняться (на сегодняшний день фонды насчитывают почти 150 тысяч предметов), а кинопоказы устраиваются на различных площадках, таких как ЦДХ, ГЦСИ или в рамках Московского кинофестиваля.
С момента выселения руководство Музея кино при поддержке его «Общества друзей» не очень успешно пыталось выбить у государства новое помещение, но всякий раз сталкивалось с проблемами выбора места. Строительство специального здания Минкульту не по карману, а предложение разместить музей, скажем, в одном из павильонов ВДНХ или даже в постаменте отреставрированной скульптуры «Рабочий и колхозница» упиралось в проблему отсутствия там современных кинозалов и, значит, опять-таки в необходимость строительства. Поступали разного рода предложения от кинотеатров вроде «Иллюзиона» или «Стрелы» о включении в репертуар фильмов из коллекции Музея кино на постоянной основе, но в таком случае возникал вопрос о хранилище и снова все упиралось в неумение культуртрегеров договариваться между собой.
Тем не менее с 2012 года показы Музея кино идут в Кинотеатре имени Моссовета на Преображенке. Только в 2014 году Музей кино провел 23 тематических программы, всего 200 сеансов, почти всегда совмещенных с лекциями.
С прошлого года общественность начали будоражить слухи, что Науму Клейману не продлили директорский контракт в министерстве культуры. В тот момент они не нашли подтверждения. Весной нынешнего, 2014-го, общественность вновь вознегодовала по аналогичному поводу, однако и этот протест был преждевременным. Стало лишь известно, что Минкульт все же поставил ряд условий перед руководством музея, в частности необходимость срочно выбрать место для строительства или реконструкции соответствующих помещений, а также более активно взаимодействовать с государством.
И вот на прошлой неделе наступила, казалось, ясность. Указом министра культуры РФ Владимира Мединского с 1 июля 2014 года исполняющим обязанности директора Музея кино (МК) назначена Лариса Солоницына, а Наум Клейман переведен на не совсем понятную должность президента МК.
Лариса Солоницына, дочь любимого актера Андрея Тарковского Анатолия (Отто) Солоницына является главным редактором газеты Союза кинематографистов «СК-новости», она член жюри нескольких российских кинофестивалей, состоит в Гильдии организаторов кинопроизводства и пользуется репутацией человека дела. По словам нового руководителя МК, она будет работать в тесном контакте с президентом музея над его концепцией. «И только после того, как концепция будет принята, — если она будет принята, — из названия моей должности исчезнет приставка ”и.о.”», — сообщила «Интерфаксу» г-жа Солоницына.
Новоиспеченный же президент МК Наум Клейман заявил прессе, что поддерживает кандидатуру Солоницыной и надеется в результате такой перестановки на сдвиг в развитии ситуации с музеем, а свою новую должность определяет как «художественный руководитель проекта». Коллективу музея обязанности Клеймана как президента пока не ясны, что и стало поводом для обращения к общественности и петиции, направленной в министерство культуры. На момент публикации статьи собрано 750 подписей.