1 июля исполняется 125 лет со дня рождения Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953). Ее самая известная работа, памятник «Рабочий и колхозница», стала символом советской эпохи. Скульптор-монументалист, лауреат пяти Cталинских премий, автор памятников Горькому и Чайковскому, Мухина долгие годы занималась художественным стеклом и, по народному поверью, изобрела граненый стакан.
Начало
Вера родилась в Риге, в купеческой семье. Стала наследницей большого состояния, доставшегося от деда, купца Кузьмы Мухина. Рано осиротела и вместе с сестрой воспитывалась дядями.
В 1912 году на рождественских каникулах Вера сильно поранила лицо во время катания на санях. Понадобилось девять пластических операций, чтобы привести все в порядок, но, увидев себя в зеркале, девушка пришла в ужас. Чтобы как-то отвлечь ее, родственники отправили Веру в Париж учиться в мастерской великого Эмиля Бурделя. Мухина была старательной ученицей, но мастер был ее работами недоволен. В результате девушка их все разбила.
Расцвет
Известность, а затем и слава пришли к Мухиной в 20-30-е годы. Тогда ею были созданы скульптурные композиции «Пламя революции», «Юлия», «Крестьянка». Скульптором заинтересовались в мире: в то время в Европе расцветал культ здоровья и физической силы. На XIX Международной выставке В Венеции в 1934 году итальянские критики восприняли скульптуру Мухиной как символ эмансипации женщин в СССР. «Крестьянку» приобрел музей Триеста, откуда она перешла в собственность одного из ватиканских музеев.
«Рабочий и колхозница»
Монумент «Рабочий и колхозница» был установлен в 1937 году на Всемирной выставке в Париже, где вызвал всеобщий восторг. Основное соперничество на выставке шло между двумя молодыми государствами — фашистской Германией и советской Россией. Павильоны двух стран находились напротив, и Гран-при получил советский. Замысел композиции принадлежит архитектору Борису Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. На венчавшую павильон скульптуру также был объявлен конкурс, который выиграла Вера Мухина.
На создание «Рабочего и колхозницы» Мухиной понадобилось менее года. Завод работал в три смены, а злопыхатели писали на Веру доносы: кто усматривал в складках шарфа профиль Троцкого, кто — змеиную голову в руках колхозницы. Прототипом «Рабочего и колхозницы» стали статуи «Тираноборцы» и «Ника Самофракийская». При перевозке из Парижа в Москву скульптура была повреждена, но в 1939 году восстановлена и установлена на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ, теперь ВДНХ). В 2003 году скульптуру разобрали на 40 частей для укрепления и реставрации. Работы над восстановлением продолжались до конца 2009 года, многие уже потеряли надежду на ее возвращение. Сейчас «Рабочий и колхозница» находятся на ВДНХ, хотя сама Мухина мечтала видеть ее на Ленинских горах. Высота памятника без постамента — около 25 метров. Монумент является символом Мосфильма, поэтому открывшийся в 2010 году в «Рабочем и колхознице» музейно-выставочный комплекс не может использовать знаменитое изображение — права принадлежат киноконцерну.
Фото: Валентина Соболева / Фотохроника ТАСС
Ленинградский завод художественного стекла
Знаменитый ЛЗХС начался как экспериментальный цех на Ленинградской зеркальной фабрике, преемнице основанного еще Петром I Императорского фарфорового завода. К 1930-м годам производство художественного стекла начало восстанавливаться, но на заводе не было художников. Мастера работали по старым образцам эпохи модерна и русского стиля, которые не соответствовали новой эпохе.
Писатель Алексей Толстой, химик Николай Качалов и Вера Мухина написали письмо в Совнарком с предложением организовать производство современного художественного стекла. В новом экспериментальном цехе собрали лучших рабочих-стеклодувов, специалистов по варке и гранению стекла, пригласили художников-графиков А. Успенского и Н. Тырсу. Здесь Вера Игнатьевна изготовила вазу «Астра», позже повторенную в множестве копий, после войны на ЛЗХС изготавливали правительственные сервизы. Мухина работала здесь до конца жизни. В 1997 году производство на заводе было остановлено.
Максим Горький
Памятник Горькому на площади Белорусского вокзала был создан Мухиной в соавторстве со скульптором Иваном Шадром в 1951 году. С 2005 года скульптура находится в парке «Музеон», из-за того что возле вокзала строится новая транспортная развязка, но мэром Сергеем Собяниным было обещано вернуть Горького на место. Первые два года в «Музеоне» скульптура лежала — отсюда и нескольких ошибок, допущенных при демонтаже, она была повреждена и дала трещину с левой стороны. Позже ее «поставили».
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Петр Ильич Чайковский
Памятник Чайковскому возле московской консерватории также выполнен Мухиной. Работа заняла несколько лет: от ряда первых версий пришлось отказаться. В одном из вариантов, например, помимо самого композитора на постаменте была фигурка пастушка, которая должна была символизировать интерес композитора к народному творчеству. Но из-за двусмысленности фигуру пришлось убрать. Утвержденный вариант памятника с драпировкой и пюпитром открылся спустя год после смерти Мухиной — в 1954 году. Именно о нем она говорила в завещании: просила довести работу до конца.
Стакан
Существует легенда, что граненый стакан создали Вера Мухина и Казимир Малевич в блокадном Ленинграде. Эта сказочная версия легко поддается проверке. Вера Игнатьевна всего лишь усовершенствовала дизайн, добавив к стакану гладкий ободок: так стакан стал прочнее и удобнее для мытья. Но именно ее вариант граненого стакана стал каноническим.
Память
В Переделкино есть улица Веры Мухиной, а в Пречистенском переулке, недалеко от мастерской скульптора, установлен памятник (авторы Михаил Аникушин и Сергей Хаджибаронов).