Земельный суд Кёльна признал религиозное обрезание мальчиков уголовным преступлением, равносильным нанесению телесных повреждений. Это решение вызвало среди немецких евреев и мусульман бурное негодование. Общины начали оказывать давление на немецкие власти, используя каждая свой беспроигрышный аргумент: евреи припомнили Холокост, а мусульмане - трудности с интеграцией. В конечном счете юридический спор перерос в политический, и за решение суда приходится оправдываться правительству.
Судьи в Кёльне рассматривали частный случай, который произошел в ноябре 2010 года. Мусульманский врач неудачно провел операцию по обрезанию крайней плоти четырехлетнему мальчику. Спустя несколько дней после нее у ребенка началось кровотечение. В итоге родители отвели сына в обычную немецкую больницу. Об этом случае стало известно прокуратуре, которая провела расследование и подала в суд на проводившего операцию врача. Поначалу дело рассматривалось в участковом суде, который в сентябре 2011 года признал обрезание по просьбе родителей законным. Судьи объяснили свое решение тем, что родители обладают правом опеки над несовершеннолетним ребенком и могут принимать за него подобные решения.
Тогда сторона обвинения подала апелляцию в земельный суд, где и выиграла дело 7 мая, но сообщение об этом решении было опубликовано только 26 июня. В земельном суде посчитали, что в данном случае ребенку фактически нанесли телесные повреждения и согласие родителей - плохой аргумент: физическая неприкосновенность человека является большей ценностью, чем родительские права. По мнению судей, родители могли бы подождать, пока их сын достигнет совершеннолетия и самостоятельно примет решение, делать ему обрезание или нет. От этого его права на свободу вероисповедания и соблюдение религиозных обрядов не пострадали бы.
Как показал опрос, проведенный после решения кёльнского суда, большинство жителей Германии выступают против религиозного обрезания. Вердикт одобрили 56 процентов опрошенных, тогда как 35 процентов признали его ошибочным. Остальные девять процентов заявили, что у них нет четкой позиции по этому вопросу. При этом каждому десятому мужчине в Германии делали в детстве операцию по обрезанию.
Впрочем, самого мусульманского врача обе судебные инстанции признали невиновным, так как в Германии не существует закона, который бы однозначно запрещал делать обрезание несовершеннолетним мальчикам, а в правовом поле по этому поводу нет единства. Решение земельного суда вовсе не гарантирует, что все остальные суды будут рассматривать аналогичные дела точно так же, однако оно стало серьезным предупреждением для врачей, которым меньше всего хотелось бы подвергнуться уголовному преследованию за свою деятельность.
Президент Федеральной врачебной палаты Германии Франк Ульрих Монтгомери (Frank Ulrich Montgomery) выступил в СМИ с призывом к врачам не проводить операции по религиозному обрезанию до тех пор, пока вопрос с их законностью не будет прояснен окончательно. Сам Монтгомери вердикт кёльнского суда не одобряет, поскольку, по его мнению, он не пойдет на пользу ни врачам, ни детям. Законопослушные доктора перестрахуются и откажутся от подобных операций, а между тем верующие родители едва ли станут ждать совершеннолетия своего ребенка. Получив отказ в нормальных клиниках, они пойдут к подпольным врачам-шарлатанам, которые мало того что не имеют хорошего медицинского образования, так еще и зачастую проводят операции в антисанитарных условиях. Пострадают от этого в первую очередь дети.
Верующие мусульмане и иудеи увидели в решении кёльнского суда если не оскорбление своей веры, то уж точно - ущемление свободы вероисповедания. Более того, они даже предположили, что таким образом их хотят просто выжить из страны.
Глава Центрального совета евреев Германии Дитер Грауманн (Dieter Graumann) сразу объявил вердикт судей из Кёльна "беспрецедентным и трагическим вмешательством в права религиозных групп на самоопределение". Он подчеркнул, что во всех странах мира с уважением относятся к этой традиции, которой не одна тысяча лет. Представить себе жизнь евреев без этого ритуала невозможно, а если он окажется под запретом в Германии, то и жизнь евреев в этой стране будет невозможна. Все надежды Грауманн возлагает на бундестаг, который может узаконить религиозное обрезание мальчиков.
В дальнейшем негодование общины стало набирать обороты, и в ход пошли сравнения с нацистской Германией. Правозащитный еврейский центр Симона Визенталя, центральный офис которого находится в Лос-Анджелесе, опубликовал открытое письмо канцлеру Ангеле Меркель и бундестагу, озаглавив его фразой "Это будет позором для современной Германии". Правозащитники напомнили, что еврейские обычаи, включая обрезание, были под запретом при Гитлере, и процитировали его фразу: "Совесть - это еврейское изобретение, это такой же недостаток, как и обрезание".
В письме отмечается, что Германия прошла долгий путь от нацизма и Холокоста к утверждению религиозной свободы и демократии. Судя по всему, нынешний вердикт в еврейской среде посчитали шагом назад. Правозащитники обратились напрямую к Меркель, назвав ее "проверенным союзником Израиля и другом еврейского народа", и попросили объединиться с парламентскими партиями, чтобы принять специальный закон, разрешающий обрезание мальчиков по просьбе родителей.
9 июля к обсуждению темы подключился и израильский парламент. Комитет по иммиграции, интеграции и диаспоре осудил вердикт кёльнского суда. Его председатель Дэнни Дэнон (Danny Danon) снова напомнил, что последний раз религиозное обрезание запрещали в Германии "в ее самые мрачные времена". Он подчеркнул, что Израиль не потерпит ограничений своих традиций нигде в мире, "и уж точно не в Германии".
Тем временем Конференция европейских раввинов собралась на экстренное совещание в Берлине 10-11 июля, чтобы обсудить ситуацию с обрезанием в ФРГ. Президент Конференции и главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт заявил в преддверии встречи, что считает вердикт суда "самым серьезным посягательством на жизнь евреев в Европе со времен Холокоста".
Мусульманская община Германии также не осталась в стороне от спора, обидевшись на вмешательство в свои обряды. Главный контраргумент мусульман был такой: вердикт суда ставит под угрозу интеграцию иммигрантов из исламских стран в немецкое общество. Об этом заявили около 20 мусульманских организаций Германии. Представитель координационного совета мусульман ФРГ Али Кизилкая (Ali Kizilkaya) не исключил и обращения в конституционный суд, но в первую очередь он ждет действий от правительства и бундестага. Если же этого не произойдет, то, по мнению исламских организаций, начнет развиваться новый тип туризма - люди будут уезжать за границу, чтобы сделать там операцию по обрезанию своим сыновьям.
Турецкое правительство тоже не стало молчать, так как большинство живущих в Германии мусульман имеют турецкие корни. Министр по взаимоотношениям с ЕС Эгемен Багис (Egemen Bagis) назвал бредом сравнение обрезания с телесными повреждениями. По его словам, суд вообще не должен указывать, какие религиозные обряды проводить, а какие нет.
Пошли на уступки
В конечном счете все претензии мусульман и иудеев, которых в борьбе за неприкосновенность религиозных традиций поддержали и представители христианских конфессий, свелись к политике. Юридическая аргументация суда о правах ребенка, о необходимости ждать совершеннолетия, чтобы он сам мог принять решение об обрезании, даже не обсуждалась. Противники кёльнского суда утверждали, что власти Германии закрывают глаза на ущемление прав человека.
Политикам пришлось тщательно подбирать слова, чтобы дистанцироваться от вердикта и одновременно не дать повод для подозрений в давлении на суд. Первым из правительства высказался министр иностранных дел Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle). Он подчеркнул, что Германия является открытой и толерантной страной, которая соблюдает свободу вероисповедания, поэтому религиозные традиции, в частности обрезание, должны быть защищены.
Сейчас, судя по отдельным высказываниям немецких политиков и дипломатов, все идет к тому, что правительство разработает проект закона, как того и требовали негодующие мусульмане и евреи. В частности, об этом заявил посол ФРГ в Израиле Андреас Михаэлис (Andreas Michaelis), выступая в Кнессете 9 июля. Он признал, что подобные ограничения воспринимаются в Германии особенно болезненно из-за воспоминаний о Холокосте.
Намеки на появление нового закона прозвучали и из уст министра юстиции Сабины Лойтхойссер-Шнарренбергер (Sabine Leutheusser-Schnarrenberger). В первую очередь, она призвала недовольных подать апелляцию в высшую судебную инстанцию, а затем отметила, что и закон, как только он появится, будет отдан на проверку в конституционный суд в Карлсруэ. Речь идет о сложном разграничении религиозных обычаев и права ребенка на физическую неприкосновенность.
Парламентские партии также высказались против приравнивания обрезания к насилию. Политики стараются всеми силами избежать расширения конфликта с религиозными общинами, так как он грозит перейти на международный уровень: оправдываться уже пришлось и перед Израилем, и перед Турцией. Судя по всему, принцип толерантности, которым так дорожат немецкие власти, перевесит аргументы, приведенные кёльнскими судьями.