В межсезонье, на рубеже года, пока музыканты отдыхают от шумных торжеств, журналисты и критики подводят итоги минувшего сезона, а также привечают героев сезона грядущего. Перспективным новичкам вручают виртуальные или всамделишные премии, а их будущие альбомы провозглашают самыми ожидаемыми релизами года. "Лента.ру" послушала тех, кого аттестуют как самых многообещающих музыкантов 2012 года, и выбрала среди них своих фаворитов.
Отслеживать новых артистов в западной прессе проще простого; откапыванием талантов там занимаются все кому не лень - от мало-мальски известных блогов до респектабельных и влиятельных изданий. В России некоторая работа по селекции прогрессивной музыкальной молодежи тоже ведется, но сделать из нее далеко идущие выводы сложно, поскольку зачастую журналисты обслуживают интересы одной конкретной возрастной и социальной группы слушателей.
А вот в западных источниках тенденции вполне себе считываются. Если поизучать, к примеру, списки самых перспективных музыкантов по версии BBC, Forbes и MTV, то видно, что нынешний шоу-бизнес делает все большую ставку на рэп и R&B, активно смещая на обочину инди и рок.
Так, Forbes среди артистов в возрасте до 30 лет считает самым значимым 19-летнего рэпера из Питтсбурга Мака Миллера. Впрочем, его уже можно называть преуспевающим и состоявшимся музыкантом. Дебютная пластинка юноши "Blue Slide Park", вышедшая в минувшем ноябре, возглавила американский хит-парад, а его ролики "Donald Trump" и "Party on Fifth Ave" собирают миллионы просмотров на YouTube.
BBC, ежегодно составляющая на основе мнений критиков список "Sound of" из 15 новичков, тоже прозрачно намекает на перспективность и привлекательность для молодежи гламурных жанров. В списке "Sound of 2012" в первых рядах можно обнаружить участника нашумевшей американской хип-хоп группировки Odd Future Фрэнка Оушена, который в отличие от своих радикальных коллег работает на поле более миролюбивого R&B. Первый его еще даже не альбом, а микстейп "Nostalgia, Ultra" среди прочих включили в списки лучших дисков 2011 года Pitchfork, Rolling Stone и The Guardian.
В ту же лузу так называемого "R&B для бедных" (флагманом которого служит ультрамодный канадский проект The Weeknd) попадают Niki & The Dove и лауреат Brit Awards в номинации "Выбор критиков" Эмели Санде, а рэп-фракцию пополняют Dot Rotten и A$AP Rocky. Последний с тем же Оушеном фигурирует в списке 11 музыкантов, за которыми в 2012 году будет следить MTV, который, как известно, давно уже не позиционирует себя в качестве музыкального ресурса. При этом канал призывает обратить внимание и, например, еще на Aviici с Кендриком Ламаром.
Конечно, издания не обходят стороной и моду на дабстеп, советуя электронщиков Flux Pavilion и Skrillex. Последний приглянулся даже такой закостенелой организации, как Американская академия звукозаписи, и получил целых пять номинаций на "Грэмми", включая почетную "Дебют года". А тот же MTV уже провозгласил Skrillex электронным музыкантом года.
Впрочем, говорить о тотальном игнорировании инди уже не приходится. 2011-й, конечно, можно официально считать годом упадка гитарной музыки. На тему того, что последние великие рок-группы закончились где-то в районе Oasis и Blur, а хит-парады наводнили сплошные "фабрики звезд", успели поныть, кажется, все британские музыканты. Да и как вообще, кроме как с отвращением, можно относиться к таким "надеждам рока" прошлого сезона как, например, The Vaccines?!
Но в 2012-м критики уже находят тех представителей отряда юных гитаристов, которыми можно покозырять в своих рейтингах. Положа руку на сердце, в основном, это второсортный продукт. Как и во всех остальных субкультурах, по-настоящему новых, свежих и интересных идей привнести в какую бы то ни было музыку не может пока никто. Но те, кто может немного развлечь, уже присутствуют.
К более мейнстримовым рекомендациям можно отнести лондонцев Dry The River (см. трек "No Rest"), успевших засветиться на "Гластонбери" и играющих странную смесь фолка и пост-панка с элементами госпела и эмо. Или подверженный частым сменам настроения дуэт Electric Guest из Лос-Анджелеса ("Troubleman"), которому звук ставил сам Денджер Маус. За танцевальный инди-поп отвечают клоны The Killers из Огайо Walk The Moon ("Anna Sun") и спевшиеся с Джанелль Моне нью-йоркцы Fun. ("We Are Young"). Серьезнее и мистичнее выглядят Friends ("I'm His Girl") и Lost Lander ("Afraid of Summer"), а Alabama Shakes с колоритной вокалисткой-негритянкой и вовсе преподносят практически корневой рок-н-ролл и блюз ("Hold On").
Но вряд ли 2012-й останется за ними, поскольку на небосклоне уже появились куда более яркие и перспективные звезды. Во-первых, это 20-летняя уроженка Гарлема Азилия Бэнкс, играющая заразительный танцевальный хип-хоп. Помимо хита "212", кавера на Interpol и дуэта с Scissor Sisters, девушка может похвастаться третьим местом в списке "Sound of 2012" BBC, а также званием самого крутого артиста года по версии New Musical Express. Свой первый альбом Азилия пишет в Лондоне под руководством модного продюсера Пола Эпворта, работавшего с Адель, Florence + The Machine, Си-Ло Грином, Primal Scream и кучей других артистов.
Во-вторых, это британец с угандийскими корнями и не самым звучным (а, может быть, ровно наоборот) для артиста именем Майкл Киванука, первенствовавший в рейтинге BBC, а также попавший в список новичков iTunes. Его можно аттестовать как мужской ответ Эми Уайнхаус и Адель: Майкл играет тот же ретро-соул, но в нем куда больше манящих психоделии и духа свободы 1960-х. Уже сейчас Кивануку сравнивают с Отисом Реддингом, Вэном Моррисоном и мотауновскими группами. Насколько оправданны сравнения, узнаем в марте, когда выйдет дебютный диск Майкла "Home Again".
И, в-третьих и в-главных, это, конечно, американка Лана Дель Рэй, о которой навзрыд кричат все профильные СМИ и блоги. 25-летняя девушка, выглядящая как героиня Дэвида Линча, или, по ее собственному определению, "гангстерская Нэнси Синатра", сумела очаровать всех в кратчайшие сроки. Ее самопальный клип "Video Games" стал вирусным хитом на YouTube. Дебютный альбом Ланы "Born To Die" выходит в самом конце января; половина его уже благополучно слилась в Сеть, и там нет ни одной проходной композиции. Лана и ее песни настолько хороши, что у многих уже возникли резонные сомнения, а не умелый ли это продюсерский проект. Но какая в сущности разница? Если она сможет подарить нам около часа отличной музыки, этого будет более чем достаточно.