Существует один банальный критерий, позволяющий судить об успешности развития киноиндустрии - количество конвертируемой валюты, которую кинопрокатчикам удастся выменять у доверчивых зрителей на цветные фантики. И в этом смысле 2005 год был куда удачнее для прокатчиков отечественных, чем для их заграничных коллег.
And the Oscar goes to...
Нет, в абсолютных цифрах никакого сравнения быть не может. Восемь миллиардов с хвостом, которые голливудские империалисты вытрясли из своих разъедаемых ржавчиной демократии сограждан, все еще являются совершенно недостижимым результатом для всех без исключения национальных кинопрокатов. Скажем, только одна "Месть Ситха" заработала в США столько же, сколько все фильмы во всех кинотеатрах России за прошедший год. Первая же десятка лидеров выглядит следующим образом:
Показатели для "Гарри" и "Хроник" могут несколько измениться, так как фильмы все еще находятся в широком прокате, но расстановка сил наверняка останется прежней. Несколько удивляет отсутствие в этом списке одной из самых ожидаемых картин 2005 года - ремейка "Кинг Конга" в исполнении Питера Джексона. 118 миллионов долларов, заработанные за 10 дней, - это удивительно мало для проекта такого масштаба. Здесь могла сказаться как известная подозрительность американцев по отношению к новым версиям классических фильмов, так и предрождественская инерция. Достаточно вспомнить, что тот же "Титаник" стартовал 19 декабря 1997 года со скромными 28 миллионами долларов, а затем за несколько месяцев выжал из американских гражданок 600 миллионов долларов и примерно в два раза большее количество слез. Безусловно, столь драматических результатов ожидать от "Конга" не стоит: согласно опросам общественного мнения, примерно 60 процентов американок хотели бы быть на "Титанике" с Лео Ди Каприо и только 30 - с Конгом на острове Черепов. И это несмотря на то, что по уровню тестостерона в крови Джек Доусон в подметки Конгу не годится.
В целом, почти все фильмы оправдали ожидания своих создателей, случались даже приятные сюрпризы, например, в виде "Шоколадной фабрики", успех которой, несомненно, зиждется в значительной степени на личной харизме Джонни Деппа. Но все это касается блокбастеров. С кино, которое принято называть "высоким искусством", все гораздо сложнее. В этой категории, которая концентрирует в себе основной "оскаровский" потенциал, пока нет явных лидеров. При всем уважении, считать оными картины вроде "Сломанной горы", повествующей о нежной любви друг к другу двух ковбоев мужеского пола и получившей столько номинаций на "Золотой глобус", как-то не очень хочется. Но, надо признать, что американские киноакадемики - люди вполне независимые и могут проигнорировать мнение заведующих "Глобусом" иностранных журналистов, как это было в прошлом году с дорожной комедией "На обочине".
Ситуацию может исправить вышедший под Рождество спилберговский "Мюнхен", который маэстро со свойственной ему скромностью отказался рекламировать, полагая, что его творение и так найдет дорогу к своему зрителю. По отзывам критиков, уже видевших вышедший в ограниченный прокат фильм, это лучшее, что снял Спилберг за последние годы, а следовательно, "Мюнхен" обеспечит своему создателю, минимум, номинацию, максимум - еще одну золотую статуэтку.
Вероятно, замахнуться на Оскар смогут и воссоединившиеся Рон Ховард и Рассел Кроу с их "Нокдауном", но это только в том случае, если академикам не наскучили патетические притчи о Великой Депрессии и ее символах. Незначительные шансы есть и у Дэвида Кроненберга с его "Оправданная жестокость". Пожалуй, самый успешный фильм великого исследователя людских пороков, и самая выразительная роль Виго Мортинсена. Последнему Киноакадемия, состоящая в основном из деятелей культуры, имена которых никто не помнит, не простит Арагорна, а вот Кроненбергу может повезти - хотя бы по той простой причине, что этот живой классик никогда не удостаивался даже номинации.
Об остальных возможных претендентах на золотой истукан говорить пока рано. В этой компании может оказаться самый широкий спектр картин: от "Воспоминаний гейши" Роба Маршала до (не приведи Господи) творения Джорджа Клуни "Доброй ночи и удачи". Но, как бы там ни было, обеспечивать перспективы главной кинофабрики мира будут вовсе не арт-хаузное творчество и погрязшие в политкорректности мэтры, а банальные кассовые сборы, коих в этом году набралось неприлично для Голливуда мало. Точнее, впервые за 20 лет, несмотря на обилие блокбастеров первого уровня, сборы по сравнению с прошлым годом снизились более чем на миллиард долларов. Тут бы злорадно потереть руки и в очередной раз провозгласить кончину Фабрики грез. Но... восемь миллиардов долларов с хвостом, и это ведь только кассовых сборов. Могилка-то получается из чистого золота.
And the Орёл goes to...
В отличие от Голливуда, который, как выяснилось, бьется в предсмертных конвульсиях, в отечественном прокате дела обстоят куда благополучнее. Прошедший год породил рекордное количество национальных блокбастеров, два из которых уверенно оттеснили американских конкурентов с первых мест рейтинга кассовости. Следует обратить внимание на одно существенное отличие от прошлого года, когда в кинотеатрах царствовал умеренно фантастический и лишенный поучительной силы "Ночной дозор". Речь идет о возобладавшем в нашем кино военно-патриотическом настрое, который охватил почти все крупные российские кинопроекты. Естественно, с большими оговорками, как по части военной составляющей, так и в смысле патриотизма. В целом весь спектр наших самых громких фильмов можно описать одной цитатой из Зощенко: "Главная причина - народ очень уж нервный. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится. И через это дерется грубо, как в тумане".
Абсолютным лидером отечественного проката стал фильм "9 рота" Федора Бондарчука. Успех его не следует объяснять лишь удачным попаданием "в жилу", по которой мощными толчками прокачивается идея реваншизма, выдаваемая за идею национального возрождения. Бондарчук снял действительно качественный фильм. Качественный технически, актерски, операторски, да мало ли как еще. Без "эффектов пули" и прочих компьютерных глупостей, без импозантных дам, меняющих каждый день наряды на передовой, и без дивных статских советников, отчитывающих срывающимся тенорком ближайших родственников государя императора. При всей надуманности мифа, на основании которого строится повествование Бондарчука, при всех картонных танках и отбеленных у лучших современных стоматологов зубах одного из главных персонажей, герои "Роты" очень наши, быть может даже пугающе наши. И в их героизм, круто замешанный на мордобое и идиоматических экскурсах в физиологию человека, хочется верить. А весь державный пафос "9 роты" - не более чем кусок мягкой пластмассы в хорошем ацетоне.
Продолжением кассового успеха фильма Бондарчука явилась обвальное выдвижение его во всех мыслимых категориях на премию "Золотой орел". С одной стороны, все верно: положение главного локомотива отечественного кинопроката обязывает. Но с другой, очень уж жалко жестокий и по-настоящему трогательный фильм "Итальянец", удостоившийся всего двух номинаций. А ведь именно эта картина будет представлять Россию на оскаровской гонке.
Итак, первая десятка лидеров национального проката выглядит следующим образом:
И здесь за место в середине списка может побороться уже упоминавшийся "Кинг Конг", собравший в российских кинотеатрах, по предварительным подсчетам, более семи миллионов долларов.
Пожалуй, самым главным достижением для нашего кинематографа в 2005 году стало обретение уверенности в том, что в кино можно и должно вкладывать большие деньги. Остается надеяться, что когда-то все это перейдет из банального количества в качество, лучшие отечественные картины перестанут выстраиваться в затылок в очередь за очередной национальной идеей, а лучшие режиссеры займутся своим прямым делом - магией, ради которой, собственно, все это когда-то и затевалось братьями Люмьер.